По инициативе Никиты Михалкова знаменитая киноплощадка Крыма стала государственной

Отечественное кино, его историю невозможно представить без Крыма. Крымские ландшафты, архитектура прочно вошли в историческую народную память через любимые фильмы. С детства знакомые визуальные образы – это очертания крымских гор, крымские дворцы, крымский колорит.

Первую киносъёмку в Крыму ещё в ноябре 1898 года осуществил Болеслав Матушевский – запечатлел в Ливадии императорскую семью на отдыхе. Первым большим крымским фильмом стала хроникальная лента «Панорама Ялты», снятая в январе 1908 года фирмой «Бр. Патэ». А в 1911-м Александр Ханжонков создал и первый игровой фильм – «Оборона Севастополя». Сразу после революции на основе национализированных производственных фондов крымских кинопромышленников была организована Ялтинская киностудия. Здесь снимались знаменитые советские фильмы «Праздник святого Йоргена», «Дети капитана Гранта»,«Кавказская пленница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Король-олень», «Москва – Кассиопея», «Через тернии к звёздам», «Пираты ХХ века», десятки других. Услугами Ялтинской киностудии пользовались почти все киностудии СССР, зарубежные кинофирмы. А потом был распад страны и украинская страница крымской истории. О сего­дняшнем дне легендарной киностудии рассказывает её нынешний руководитель Ольга Прудникова-Юшкова.

– Ялтинская киностудия – большое хозяйство. Что в него входит?

– Сегодня это два объекта. Первый находится на улице Севастопольской. Именно отсюда в 1917 году начиналось кино в Крыму и Ялте – бывшее киноателье кинопромышленника Ермольева. Позже, после национализации, сюда свезли оборудование всех местных кинодеятелей, и началась история советской Ялтинской киностудии. Этот объект сейчас находится в ведении государственного унитарного предприятия Республики Крым «Киностудия Ялта-фильм», директором которого я являюсь.
Более новая студийная площадка, на улице Мухиной, специально создавалась как южная база советской кинематографии. Там большой творческо-производственный комплекс: площадь около 12 гектаров, площадки для декораций, знаменитый бассейн для морских комбинированных съёмок. Этот большой объект находится в общем ведении Министерства культуры Республики Крым, но за конкретным юридическим лицом пока не закреплён. Это сделано для того, чтобы более мощный инвестор, нежели Министерство культуры Республики Крым, мог официально вложить сюда средства.

Новейшая история Ялтинской киностудии, увы, пока не связана с какими-то славными проектами. В 2003 году объект на улице Севастопольской был приватизирован. Собственником стала российская компания – общество с ограниченной ответственностью «Поликом Вест», и было создано закрытое акционерное общество «Ялтинская киностудия». В 2005 году комплекс строений на Севастопольской был продан украинской фирме «Розбудова-Град». Эта фирма никогда не осуществляла фильмопроизводство на данной территории.

Тем временем ЗАО «Ялтинская киностудия» всё оборудование, бутафорию, реквизит с Севастопольской улицы перебросило на улицу Мухиной.

А «Розбудова-Град» все эти годы выставляла свой участок на продажу, но, по счастью, безуспешно. И в октябре 2014 года участок был возвращён в собственность Республики Крым. И вот на базе этого имущества, возвращённого в республиканскую собственность, была учреждена наша киностудия «Ялта-фильм».

Таким образом, сегодня существует два объекта. Один из них, более мощный, ждёт серьёзных инвестиций, которые сегодня республиканский бюджет не может себе позволить. А на базе нашего имущества по улице Севастопольской, 4, Министерство культуры начинает подготовку к возрождению кинопроизводства.

– После неудачной приватизации в каком состоянии вернулось имущество студии государству?

– По справедливости это имущество надо было бы принимать как бесхозное. За десять лет все здания цехов полуразрушены, разрушена котельная, которая их отапливала, демонтировано даже отопление – срезаны трубы… Состояние плачевное, непригодное для эксплуатации. Нужно было прежде всего элементарно вывозить мусор, потому что территория долгие годы захламлялась, расчищать каждое помещение, каждую из комнат, чем мы и занимаемся до сих пор.

– Да, я был в павильонах на Севастопольской улице, всё в ужасном состоянии. Но как это привести в порядок?

– Безусловно, тех средств, которые можно получать без государственного финансирования от эксплуатации этих зданий, будет недостаточно для серьёзного реформирования и капитального ремонта. Нужен текущий ремонт, который позволит приспособить помещения для хранения реквизита съёмочных групп, что приезжают сюда во время съёмочного сезона (как правило, весной и осенью). Никита Михалков, который был инициатором возвращения студии в собственность Республики Крым, намеревался представить проект реконструкции к концу 2015 года. Но теперь сроки перенесены ближе к весне.

– Михалков предоставляет некий бизнес-план вывода студии из кризиса?

– Да, это инвестиционный проект, который может быть реализован на условиях государственно-частного партнёрства. Конечно же, личность Михалкова, его возможности организатора кинопроцесса известны и неоспоримы. Но есть и другие предложения. Как и положено, инвестиционные проекты будут состязательны. Ну а пока в ожидании серьёзного инвестиционного проекта мы потихонечку здесь прибираем и не сидим сложа руки. У нас заключён агентский договор, и на студию уже завезено два комплекта осветительного оборудования, необходимого для создания игровых фильмов. К марту будет привезён комплект операторской техники. Мы начнём получать средства за аренду этого оборудования съёмоч­ными группами.

– А где киностудии брать своих операторов, осветителей, звуковиков – в общем, технический персонал?

– Мы планируем создание киношколы для профессий на грани творчества и техники, на грани ремесла и мастерства, которые так необходимы на съёмочных площадках. Это и бутафоры, и художники-костюмеры, осветители, ассистенты операторов, звукорежиссёры – люди, которые нужны любой съёмочной группе. И очень удобно, чтобы они были именно крымчане. Тогда не надо без лишней необходимости раздувать штаты съёмочной группы. Испокон века Ялтинская киностудия славилась именно этими специалистами. Теми мастерами, которые могли построить великолепные декорации, – такими как Валерий Павлович Павлатос, великий мастер, а ныне председатель Крымского отделения Союза кинематографистов России. Слава богу, они живы и ещё могут взрастить достойную смену.

– Как вы себе представляете эту школу?

– Это курсовая подготовка. У нас уже есть контакты с ВГИКом и его ростовским филиалом. Кроме того, сейчас в Москве, в Гильдии продюсеров, готовится пилотный проект курсов, на преподавание в которых будут приглашены те специалисты, которых знают продюсеры в России. Для которых имя преподавателя, которое будет написано в дипломе выпускника, будет что-то значить и являться основанием пригласить выпускника на работу в съёмочную группу. Конечно, без опыта и практики эти профессии невозможно освоить, но начинать всё равно надо с теоретической подготовки и с уроков мастерства тех, кто их может дать в Крыму. Мы считаем, что это направление может остаться за Республикой Крым. При том что более существенные и масштабные проекты будут осуществлены на федеральном уровне и уровне государственно-частного партнёрства с большими инвес­тициями.

– Планируется ли на студии собственное производство?

– Мы планируем каждый год участвовать в конкурсах, которые проводят Фонд кино и Министерство культуры Российской Федерации. Собираемся к весне закончить работу над сценарием на основе татарского фольклора «Казы-Гирей». И конечно, продолжим кинолетопись нашего полуострова. Всё-таки Крымская киностудия должна снимать не только развлекательное и художественное кино. Кинодокументалистика – это несколько иное направление, нежели телевизионный репортаж, и мы полагаем, что в данном направлении продолжим целенаправленную работу. Например, собираемся сделать цикл фильмов об историко-культурных заповедниках Крыма, частичная поддержка и финансирование этого проекта будут за счёт Министерства культуры Республики Крым.

– В какие сроки вы думаете восстановить студию? Как быстро это у вас получится?

– Очень сложно ответить навскидку. Потому что под восстановлением подразумеваются разные этапы и разные направления. Привести в работоспособное состояние два основных корпуса по улице Севастопольской, я думаю, дело недалёкого будущего. Административное здание студии, наиболее старое, проходит сейчас историко-культурную экспертизу, и специалисты-эксперты сказали, что есть все основания включить его в Перечень объектов культурного наследия. Тогда открываются дополнительные возможности для его реставрации. Также рассматривается возможность включения в бюджет средств на ремонт ещё одного корпуса. А там, глядишь, подоспеют и инвестиционные проекты с конкретными сроками исполнения. Пока речь идёт о том, чтобы сохранить, чтобы не ухудшилось состояние тех объектов, которые остались.

Кеворкян Константин

x-true.info
02 Апр, 2016 в 12:56
678
0