После неудачи прошлых лет, период «обкатки» массовых акций и формирования протестной массы увеличили на 100% — до одного года
«Винтаж», «свинтили», везут в ОВД, шьют дело, суд, несанкционированный митинг, коррупция, полиция, — небольшой набор взаимосвязанных слов, которые по одиночке и вместе пестрили весь воскресный вечер в ленте твиттера. Да, еще и «уточка» — как символ протестной акции, которую организовала команда оппозиционера Навального в столице и других городах России. Можно занимать либо позицию «провластную», высказываясь против так называемых «флешмобов», можно критиковать власть от лица так называемых «оппозиционеров». А можно разобрать техническую составляющую «несогласованного массового публичного мероприятия», по результатам которого административные штрафы (может, и аресты, в том числе) выпишут более чем шести сотням участников только в Москве.
Протест под выборы
Вирусная кампания Навального, как и 6 лет назад, когда его называли известным блогером, но мало кто читал, началась с коррупции. Это важное слово из словаря нынешних профессиональных (и не очень) оппозиционеров, через частое произношение которого они познают мир. Навальный, образно, сказал: ахтунг, коррупция! Затем распространил материалы своей площадки — «Фонда по борьбе с коррупцией», привязал к ним политические требования – все, базис готов. Тексты, фотографии, видео и цифры кажутся в сумме убедительными, контент через соцсети и рекламу в соцсетях же находит потребителя, который впоследствии впустит «антикоррупционера» в свое сердце, фотокарточку повесит на стену, и выйдет на улицу с флажком. Если в начале XX столетия люди, преимущественно, читали книги и газеты, то сейчас эту потребность вытеснило безликое нематериальное заимствование «медиа-контент». Все-таки эволюция, и забастовки объявляют уже не рабочие с Путиловского.
2012 и 2018 годы – границы каденций президента России, согласно действующему законодательству. В марте 2012 одержал победу на выборах Владимир Путин, в мае состоялась инаугурация. Оба события сопровождались так называемыми «прогулками» оппозиционеров по столице. Раскачивать ситуацию начали внезапно, в день выборов депутатов Госдумы РФ в декабре 2011 года. То есть, между кульминацией протестов 6 мая и началом кампании – небольшой период в полгода. «Блиц криг» Навального был проигран: митингующие требовали честных выборов – они их получили. Теперь Навальный регистрируется кандидатом в президенты РФ, которые состоятся в марте 2018 года. Жертвы, принесенные во имя президентской кампании «известного блогера», незначительные в российских масштабах. Так появились еще несколько модных словечек – правозащитники, у которых никогда не было судебной практики, и политзаключенные, о которых эти «правозащитники» чаще просто говорили.
На этот раз, после неудачи прошлых лет, период «обкатки» массовых акций и формирования протестной массы увеличили на 100% — до одного года. Трудно сказать, с чем это связано больше: с пониманием, что у Навального не так много сторонников, как ему хотелось бы, или с недоверием к его способностям со стороны, возможно, сценаристов? С другой стороны, от 2011-2012 годов нынешняя акция отличается тем, что участников объединили, внешне, не по политическому признаку. Коррупция – уголовно наказуемое преступление, казалось бы, протестовать против коррупции – нормально. Но таким образом организаторы добились самого важного: протестам уже не нужен вполне демократический центральный орган — «координационный совет оппозиции», который представлял бы широкий спектр представителей политических течений. Вместо этого предложен готовый и единый «лидер». Он же «кандидат».
Ему не придется выходить на сцену и быть освистанным сторонниками «левых» идей, как и вряд ли придется сталкиваться с настоящими патриотами: многие «завязли» в бесконечных разговорах Сергея Кургиняна, например, другие же по зову сердца уехали защищать Донбасс, а третьи примкнули к сомнительному движению НОД (множество опубликованных видеороликов с их мероприятий вообще ставят под вопрос адекватность пропагандируемых идей). Четвертым же абсолютно все равно на Навального, как и на всяческие митинги – работать надо и семью кормить.
«Я просто против коррупции и за то, чтобы Медведев с Путиным и вся правящая верхушка должна отчитываться перед народом. Поэтому и иду», — так и объяснил свое решение один знакомый.
Для него все просто. Под влиянием информационных материалов «кандидата» товарищу абсолютно безразлично, какая личность скрывалась бы под организатором мероприятия, какая цель преследовалась бы на самом деле, если он разделяет его точку зрения. Это минимальное и достаточное условие. То есть, команде Навального удалось найти такую болевую точку, при нажиме на которую на улицы столицы могут выйти до 8 тысяч человек.
Манипуляция
И тогда пора перейти к «зазывалкам» на протест.
Во-первых, резиновая ярко желтая уточка, как уже предполагали в соцсетях, могла бы стать символом – почти как горящая покрышка в Киеве – если бы ее окропили чем-то красным, похожим на кровь. Но это предположение. Во-вторых, Навальный обещал, что отсудит для каждого задержанного 10 тысяч евро. По его логике, мероприятие – якобы законное (хотя и несогласованное с властями, то есть незаконное), значит, участников задержат незаконно.
И здесь — манипуляция. Фактически, демонстрируя несуществующие купюры, Навальный выразил предпочтение конфликтам с правоохранительными органами под маской мирного шествия. Возможно, столкновения с полицейскими, да и в массовом эквиваленте, принесли бы ему пользу с точки зрения формирования вполне себе «боевого крыла» из «закаленных в застенках режима» бывших хипстеров. Так сказать, ударного ядра из ранее называвшихся «боевыми хомячками» или «диванной гвардией», поборовших свои страхи перед людьми в форме, по стечению обстоятельств.
Призывы погулять в центре столицы, да и в других городах – также манипуляция. Смотрите: мы подали уведомление о митинге, нам отказали, поэтому пойдемте просто на улицу в одно место и будем ходить туда-сюда? Хорошая погода, ну?
Но «2+3» или «3+2» все равно в сумме дают «5».
Например, в Туле заявки подали в несколько мест сразу. Якобы на тот случай, если откажут в каком-то одном – участники перейдут на другое. То есть, сам митинг – не цель, а уведомления – так как того требует законодательство. В итоге, походили 200 человек по улицам с ассоциирующейся с Навальным и анонсированной акцией атрибутикой – и часть разошлась по домам. По отделениям полиции развезли. А кто-то – и на десять суток арестован.
Некто Игорь Трофимов, по фотографиям в соцсетях можно предположить, что он – сторонник Мальцева, в Туле арестован на 10 суток за организацию акции. В группе, объединяющей сторонников «борца с коррупцией», возмущаются:
«Ему вменяют организацию и проведение несанкционированного мероприятия. Хотя он лишь подавал уведомление на проведение митинга, которого в итоге не было», — пишут анонимные администраторы группы.
Митинга не было, а попытка, однако надо признать, была.
«У Игоря гипертония и живет на обезболивающих!!! Освещайте это событие везде где только можно. Сейчас это лучшая защита для него!», — продолжают администраторы.
Хотя, это сложный вопрос: лечат ли гипертонию обезболивающими?
В-третьих, пользователей соцсетей, как и очевидцев, возмутило присутствие большого количества детей и подростков на оппозиционных акциях Навального. Шутят, мол, на рассказ о 10 000 евро «повелись». Действительно, интересно, а как школьники, у которых и зарплатных карточек-то нет, сталкивались с проявлениями коррупции? Может, в школьной столовой? Тогда серьезная обида у юных демонстрантов, раз они решили озвучить проблему на незаконных акциях.
Тимофей Дзядко, видный представитель диссидентского подполья, мать которого – Зоя Светова – сообщил, что одному из задержанных, «шьют 317» статью УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). Молодому человеку по имени Вячеслав исполнилось 18 лет три недели назад, подметила адвокат Виолетта Волкова, а теперь грозит лишение свободы.
«Вот тебе 3 недели как исполнилось 18. И вот в следующий раз ты увидишь семью уже за 30. Выдавливаю из себя сочувствие. ОНИЖЕДЕТИ… но никак», — пишет Волкова.