Численность армии увеличится в полтора раза, заявили в минобороны Польши. Три новые бригады будут сформированы вдоль восточной границы Польши – но не только рядом с Россией. Одна из бригад разместится возле украинской границы, поскольку Варшава, некогда усердно поддержавшая Майдан, теперь вынуждена признать это направление тоже опасным.
Численность вооруженных сил Польши вырастет в 1,5 раза, заявил в среду глава Минобороны Антоний Мацеревич. «Польская армия будет больше. Мы планируем значительное увеличение вооруженных сил, как минимум на 50% в течение ближайших лет», – цитирует его ТАСС.
По словам министра, «в конце текущего – начале будущего года появятся три бригады территориальной обороны на восточном фланге». «Однако я бы не хотел, чтобы под развитием армии понималось только появление территориальной обороны. Это касается также и действующих частей», – добавил он.
На данный момент польская профессиональная армия насчитывает около 95 тыс. человек. В ряды формируемых ныне подразделений «территориальной обороны», согласно планам Мацеревича, должны вступить 35 тыс. человек. Всего три года назад, по данным прессы, численность вооруженных сил Польши достигала 120 тыс. человек, из которых на сухопутные войска приходилось 68 тыс. чел., на ВВС – 25 тыс., и на военно-морские силы – 8 тыс. военных. Специальные войска Польши насчитывали около 3 тыс. человек. По последним данным, их состав сократился до двух тысяч.
И тут ополченцы против «Правого сектора»
«Снижение численности было вызвано переходом на контрактную армию, – пояснил газете ВЗГЛЯД лидер польской партии «Смена», бывший депутат сейма Матеуш Пискорский. – Процесс шел долго, но теперь практически все вооруженные силы перешли на контрактную основу».
Однако обещание Мацеревича увеличить армию, как и многие другие его высказывания, не стоит воспринимать всерьез, полагает экс-депутат. «Чтобы увеличивать собственно армию, у Польши сейчас не хватает бюджета. Польша тратит больше многих других стран Восточной Европы на военные расходы – больше двух процентов от ВВП», – сказал Пискорский.
«Пока речь идет только о формировании частей территориальной обороны. И эти планы были подготовлены еще при прежнем правительстве, еще когда у власти были Дональд Туск и Бронислав Коморовский, – сказал экс-депутат. – Но подчеркиваю, что это просто резервисты, а не профессиональная армия». По его словам, резервисты – это добровольцы, которых будут призывать на военные сборы время от времени. «Это напоминает ополчение, его готовят только на случай внешнего нападения. Вся идея заключается в том, что это должны быть местные жители, которые лучше всего знают свои края, поэтому могут успешнее организовать оборону», – сказал Пискорский.
«Разговоры о формировании системы территориальной обороны звучали еще с 90-х годов, но все время на нее не хватало денег. Программа их развития предусматривает разные варианты, и 35 тыс. – это максимальный вариант. Несколько месяцев назад Мацеревич пообещал, что в тестовом режиме система территориальной обороны наконец-то будет создана. Поскольку он ожидает угрозы с Востока, то первые три бригады будут сформированы в восточных провинциях Польши. Насколько мне известно, пока речь идет только о 10–15 тыс. резервистов», – отметил польский политик.
Приют для «тайных тюремщиков» из ЦРУ
«Когда Польша полностью перевела армию на контракт, то там образовался некомплект личного состава, – пояснил газете ВЗГЛЯД белорусский военный эксперт Александр Алесин. – Как мне жаловались сами поляки, они и полноценную дивизию сформировать не могут. Поэтому своеобразным резервом армии и станут эти «тербаты».
Резко увеличить армию – сразу на 50 процентов за несколько лет – крайне сложно. «Это потребовало бы очень дорогой и длительной подготовки, строительства соответствующей инфраструктуры. В советское время армия ПНР была большой, но с тех пор инфраструктура не использовалась. Наверно, уже и восстановить невозможно. Кстати, помните скандал с «тайными тюрьмами ЦРУ» в Польше? Так это как раз имелись в виду брошенные авиабазы. Что не представляет ценности для бизнеса, для земледелия, что требовало слишком больших денег для конверсии, было просто брошено», – рассказал Алесин.
Как писал в марте портал «Ритм Евразии», 35 тыс. солдат «территориальной обороны» будут сведены в 364 роты. Они, в свою очередь, будут сведены в 86 батальонов, а батальоны – в 17 бригад численностью 1,5–2,5 тыс. бойцов. Командные структуры бригад будут базироваться в каждом воеводстве. Личное оружие будет храниться в районных комендатурах полиции, а более тяжелые его образцы – на специальных складах.
В стране уже существуют группы территориальной обороны, но их, по мнению генералов, мало, и они состоят из любителей – активистов военно-патриотических движений. В прошлом году в Седлице (Восточная Польша) прошли учения таких групп. Теперь же, с подачи Мацеревича, все будет официально. Штабы первых бригад появятся на северо-востоке – в Белостоке (у границы с Россией), на востоке – в Люблине (у границы с Белоруссией), и на юго-востоке – в Жешуве (у границы с Украиной).
Пискорский обратил внимание на то, что украинское направление тоже признано в Варшаве опасным. «Даже симпатизирующая Киеву часть польской элиты заметила, что угрозу может представлять дестабилизация на Украине. Во-первых, в польской печати давно уже обсуждается угроза потока нелегальных мигрантов с Украины. Во-вторых, угроза с этой стороны стала явной после событий в Мукачево, где отряд праворадикальных экстремистов напал на милицию, и бои шли в нескольких километрах от польской границы».
Накануне, как писала газета ВЗГЛЯД, Мацеревич заявил о признаках «подготовки российской агрессии против НАТО». Министр даже указал направление главного удара – армии России и Белоруссии якобы попытаются отрезать Прибалтику от остальных стран НАТО по Сувалкскому перешейку.
«Основу польской армии составляют бронекавалерийские и мотострелковые части, – напоминает Алесин. – «Бронекавалерийские части» – это бронетанковые соединения. Их название, как говорят сами поляки, это просто традиция, дань памяти частям, совершившим «чудо под Варшавой» в 1920 году». Польская боевая авиация достаточно большая, признал Алексин. «Она состоит частично из старых советских образцов – это Су-22М4, еще МиГ-29 до сих пор у них летает. И еще есть 48 самолетов F-16, подаренных когда-то американцами. Относительно невелик военный флот, поляки планируют его увеличивать, чтобы он мог не только охранять прибрежную зону, но и выполнять операции вдали от Польши», – сказал военный эксперт.
«Если говорить про флот, то на протяжении 20 лет там тоже не было новых приобретений, а верфи, по сути, закрылись, – добавляет Матеуш Пискорский. – Самыми боеспособными в армии, элитными считаются Специальные войска. Это отдельный род войск – десантники, которые прошли Афганистан, Ирак, а кроме того еще выполняли операцию на Гаити в 90-е годы. Этот спецназ тренировался и действовал в настоящих боевых условиях. По этой же причине эти части щедро финансировали».
Большая часть военной инфраструктуры Польши давно приватизирована, уточнил политик. «Во времена Варшавского договора войска располагались главным образом на западе и частично на юге страны. В восточных воеводствах Польши их было очень мало. Даже базы США и НАТО, которые теперь планируется размещать в Польше, появятся на западе и северо-западе страны. Причем не только в гарнизонах времен Варшавского договора, но даже в старых немецких, то есть довоенных, гарнизонах», – уточнил Пискорский.
«Вообще главная цель новых польских властей – это заменить немцев в НАТО по своему значению, – убежден Александр Алексин. – Германия пошла на снижение своего боевого потенциала, вывела половину своих танков в резерв, с ВВС там уже не все благополучно. А Варшава хочет в нашем субрегионе, в Центральной Европе, играть роль лидера. Они хотят под свое влияние не только Словакию и Прибалтику, но и поглядывают в сторону Украины и Белоруссии».
Поляки, по его мнению, не считали свою страну полноценным членом НАТО, поскольку на их территории не располагались базы.
«Теперь появляются американская база и штаб быстрого реагирования, скоро появится база ПРО. Мне трудно понять, зачем они наращивают армию. В современных условиях большая роль отводится высокоточному оружию. Как Россия показала в Сирии, теперь не обязательно сближаться стенка на стенку, чтобы нанести ущерб. Важнейшие элементы военной инфраструктуры будут выбиты высокоточным оружием и авиацией. Поэтому наращивание личного состава мне кажется больше политической мерой – чтобы казаться сильнее», – предположил белорусский военный эксперт.