Работники атомных станций Украины соберутся на «майдан» с требованием разблокировать счета госкомпании «Энергоатом», который арестован за долги. Акция протеста может привести к остановке работы 15 ядерных энергоблоков и поставить под удар безопасность не только самой Украины, но и Европы и России.
В день 30-летия со дня трагедии в Чернобыле работники атомных станций Украины проведут акцию протеста. Они придут к зданию министерства юстиции в Киеве и потребуют снятия ареста со счетов «Энергоатома», говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте Национальной атомной энергогенерирующей компании.
Счета национального оператора всех действующих атомных станций Украины были арестованы департаментом государственной исполнительной службы минюста по иску ЗАО «Укрэлектроват».
По данным «Энергоатома», в середине 1990-х годов компания привлекала «Укрэлектроват» для выполнения условий по поставкам ядерного топлива. В 2001 году у оператора образовалась перед «Укрэлектроватом» задолженность в 2,6 млн грн, 100 млн из которых были погашены в 2002 году, тогда как остаток задолженности в 2,5 млн грн был списан в 2004 году в связи с окончанием срока исковой давности.
Однако четыре года спустя Хозяйственный суд Киева возбудил дело по иску «Укрэлектровата» к «Энергоатому» о взыскании задолженности в размере уже 4,7 млн грн (с учетом штрафных санкций). В 2011 году этот суд постановил взыскать в пользу «Укрэлектровата» уже 127 млн грн. А в марте 2016 года исполнительная служба арестовала счета и имущество «Энергоатома» на сумму в 200 млрд грн ($7,9 млрд).
«Из-за ареста счетов компанией прекращены все платежи за ядерное топливо, ядерные материалы и вывоз отработанного ядерного топлива», — говорится в заявлении «Энергоатома».
Просрочка по платежам может привести к срыву поставок ядерного топлива на АЭС Украины — атомные энергоблоки в таком случае придется законсервировать. По расчетам самой компании, за одни сутки простоя одного энергоблока мощностью 1000 МВт «Энергоатом» недополучит 10,13 млн грн.
Кроме того, арест счетов «Энергоатома» лишил компанию возможности обслуживать кредиты, полученные в иностранной валюте. «Наиболее критической является ситуация по обслуживанию кредита Евратома, полученного под государственные гарантии», — говорится в заявлении компании. Долг составляет $1,2 млн. Дата платежа (6 апреля) уже просрочена, и теперь не избежать штрафов.
«Это является случаем невыполнения обязательств по кредиту, предоставленному под государственные гарантии, и может привести к приостановке предоставления кредитных ресурсов по Комплексной (сводной) программе повышения безопасности АЭС Украины на общую сумму €600 млн (кредитные организации — ЕБРР и Евратом)», — предупреждали 12 апреля в «Энергоатоме», справедливо опасаясь, что дефолт закроет компании доступ к рынку иностранных заимствований.
Кроме того, работники «Энергоатома» опасаются, что им задержат выплату зарплаты.
«А это уже напрямую влияет на безопасность работы украинских АЭС. К сожалению, деградация промышленности в Украине докатилась и до атомной отрасли. А в некоторых регионах Украины безвластие, если еще и зарплату перестанут платить, могут быть диверсии», — говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.
Облако долетит до России
«Энергоатом» управляет работой четырех АЭС: Запорожской, Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой. Одна из атомных станций — Южно-Украинская — была полностью остановлена из-за аварий месяц назад.
«23 марта в 9.40 энергоблок №1 Южно-Украинской АЭС отключен от энергосистемы Украины для проведения текущего ремонта согласно разрешенной заявке для устранения неисправности системы регулирования турбины», — говорилось в сообщении «Энергоатома». На втором энергоблоке проводится ремонт по устранению неисправностей в системе охлаждения генератора, а капитальный планово-предупредительный ремонт на энергоблоке №3 продлится до 23 июня.
«Радиационный фон на промышленной площадке Южно-Украинской АЭС находится на уровне естественных фоновых значений, выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду не превышают установленных допустимых значений», — сообщают сотрудники пресс-службы АЭС.
Южно-Украинская АЭС находится в Николаевской области, до российской границы (Ростовская область) — 600 км, до Крыма — вдвое ближе. «Даже тысяча километров — это не расстояние для ядерного облака, тут важнее учитывать розу ветров. Думаю, беспокоиться стоит не только России, но и Европе», — говорит Пасечник.
Всего под управлением «Энергоатома» 15 энергоблоков. По данным «Энергоатома», компания обеспечивает около 55% потребности Украины в электроэнергии, в осенне-зимние периоды этот показатель достигает 70%. Впрочем, сейчас часть энергоблоков находится на реконструкции. Дело в том, что «Энергоатом» испытывает хроническую нехватку инвестиций и вынужден модернизировать действующий энергоблоки по истечении проектного срока их эксплуатации. На той же Южно-Украинской АЭС после 33 лет эксплуатации срок службы двух блоков был продлен каждому еще на 10 лет. Реконструкции и модернизации подвергаются еще два энергоблока — на одной из крупнейших в Европе Запорожской АЭС.
Ядерные отходы оставят себе
Сэкономить «Энергоатом» пытается и на обслуживании отработанного ядерного топлива. На территории Чернобыльской станции планируется соорудить хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ).
Наконец, компания пытается использовать альтернативные варианты поставок ядерного топлива. Украина намерена нарастить долю закупок ядерного топлива у американской компании Westinghouse до 30% от общего объема поставок. Об этом заявил в понедельник министр энергетики Украины Игорь Насалик во время встречи с послом США на Украине Джефри Пайеттом. Сейчас атомные реакторы на Украине используют в основном топливо от российской топливной компании «ТВЭЛ» («дочка» госкомпании «Росатом»).
Впрочем, переориентация на топливо от Westinghouse проходит опять же не без ущерба для безопасности. В 2012 году выяснилось, что опытная партия топливных кассет американского производства оказалась не вполне подходящей для реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, которыми оснащены все украинские АЭС. Эти реакторы были спроектированы еще во времена СССР под определенный тип топлива. Американское топливо пришлось выгружать из реакторов на украинских АЭС и проводить расследование. Межведомственная комиссия признала, что причиной сбоев в работе реакторов явились конструктивные недоработки топливных сборок.
В «Росатоме» утверждают, что арест счетов украинского партнера пока не имеет негативных последствий. «Не только поставка, но и производство свежего ядерного топлива для АЭС Украины осуществляется по предоплате», — пояснили в российской госкорпорации.
Авансовые платежи поступают компании «ТВЭЛ» за 150 дней до даты поставки. Это не значит, впрочем, что через 150 дней атомные станции Украины остановятся. Точной даты остановки блоков в случае срыва предоплаты «Росатом» не называет. По крайней мере о текущем годе речи не идет.
«В настоящее время АЭС Украины имеют достаточное количество свежего ядерного топлива российского производства для устойчивой работы. Однако арест счетов НАЭК «Энергоатом» может повлиять на график изготовления ядерного топлива на среднесрочную перспективу, так как в случае несвоевременных авансовых платежей сроки производства топлива могут быть сдвинуты», — добавили в госкорпорации.
«Росатом» предупреждает, что больше обеспокоен даже не поставками топлива, а ситуацией с возвращением облученного топлива украинских АЭС для переработки на территорию России. Эта услуга также «предусматривает предварительную оплату». «Если «Энергоатому» не удастся восстановить свою способность оплачивать эти услуги, то транспортировка облученного топлива, запланированная на май 2016 года, может не состояться и быть отложена до тех пор, пока компания не перечислит установленную по договору плату», — уточняет «Росатом».
Кстати, Westinghouse не берет отработанное ядерное топливо на переработку. Но Украина по политическим соображениям готова наращивать использование именно американского топлива, обогащением которого занимается французская Areva. «Понятно, что Украина хочет дружить с Западом, с США, с Европой, но политика в таких тонких делах, как ядерная безопасность, должна быть все-таки на вторых ролях», — говорит Пасечник. Он не исключает вмешательства МАГАТЭ, если украинские власти не найдут способа купировать «ядерный майдан».