Донбасс не собирается терпеть затягивание выполнения Минских соглашений Украиной и годами ждать, когда Киев «соизволит» выполнить свои обязательства и принять необходимые законы, написал в своем блоге глава ДНР Александр Захарченко. По его словам, если Украина не выполнит взятые на себя обязательства до осени текущего года, то выборы в республике все равно состоятся.
«В любом случае, я уже не раз говорил, что местные выборы нужны нам самим для окончания госстроительства. А это значит, что терпеть вечно мы не будем. Если Евросоюз и США не заставят Киев выполнить свои обязательства в приемлемые и обозримые сроки, то мы проведём выборы сами, по своим законам. Обозримыми и приемлемыми сроками я считаю этот 2016-й год. Понятно, что к лету уже не успеть, так как мы заинтересованы в соблюдении всех формальностей, в том числе, с украинской стороны. Но к осени — вполне реально.
Вот до осени мы готовы потерпеть. А дальше — зимний период, который в условиях экономической блокады со стороны Украины требует от донецких властей особого напряжения. Так что нам нужна легитимная местная власть. Ждать, пока в Киеве сложится особая политическая комбинация, мы не будем. Пусть Вашингтон продавливает эту комбинацию сегодня, пока есть время», — заявил Захарченко.
Эти слова прозвучали в один день с оценкой необходимости форсировать выполнение минских соглашений, в том числе и проведение выборов в Донбассе, высказанной в ходе визита в Москву помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, где она провела переговоры с представителями МИД РФ и помощником российского президента Владиславом Сурковым.
Нуланд после консультаций заявила, что для реализации Минских договоренностей самое время «давить на газ», сообщил пресс-секретарь посольства США в России Уилл Стивенс в Twitter.
При этом Нуланд подчеркнула, что США желают скорейшего выполнения минских договоренностей по Украине и не признают результаты выборов в ДНР и ЛНР, проведенных с нарушением этих договоренностей.
«Мы не признаем результаты, и также никто не признает в международном сообществе любые выборы, если их проведут в Донбассе вне минских соглашений и без соблюдения условия, что эти выборы должны быть украинскими, соответствовать украинским стандартам и стандартам ОБСЕ», — заявила она. «То, что группа людей сама решила проводить выборы в Донбассе, не приведет к миру и безопасности».
«Накануне мы глубоко погрузились во все аспекты минских переговоров, как мы сможем укрепить безопасность, улучшить доступ ОБСЕ, продвинуться вперед в политических обязательствах, включая подготовку к выборам в Донбассе», — рассказала Виктория Нуланд о встрече с Владиславом Сурковым, добавив, что хоть США и не входят в «нормандскую четверку», они работают параллельно с представителями Киева и Москвы. «США хотят выполнения минских соглашений как можно скорее. Сейчас время нажать на газ и увидеть соглашения выполненными», — сказала она.
Помощник госсекретаря также подтвердила, что США готовы снять ту часть санкций против России, которые были введены из-за событий в Донбассе, после выполнения минских соглашений: «Как говорил наш президент, если и когда минские соглашения будут полностью выполнены, санкции могут быть сняты».
Напомним, местные выборы в Донбассе являются одним из основных заключительных пунктов минских соглашений, перед проведением которых Киев должен изменить Конституцию (согласовав текст с ЛДНР), принять закон об особом статусе Донбасса, объявить амнистию, провести обмен пленными. Выборы должны пройти по отдельному закону, который также предстоит принять по согласованию с Донецком и Луганском.
Однако прогресса ни по одному пункту не достигнуто. Что касается выборов, то власти ДНР и ЛНР не раз переносили свои выборы под давлением Запада и под обещания надавить на Киев в деле ускорения имплементации минских договоренностей. Однако Киев постоянно подчеркивает невозможность проведения выборов в обозримом будущем.
В начале весны замглавы Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера говорил о том, что местные выборы в Донбассе могут состояться не ранее, чем через два года. В свою очередь, гендиректор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель высказывал мнение, что в лучшем случае выборы в Донбассе можно будет провести через пять лет, в худшем — через десять лет и более.
Стоит отметить, что при этом германская и французская сторона неоднократно в весьма резкой форме давала Киеву понять, что выборы, как и имплементация других пунктов минского протокола, должны состояться в течение 2016-го года.
Отметим, что 18 мая, выступая на заседании Комитета Министров Совета Европы в Софии, глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что политические процессы на Донбассе, в том числе проведение местных выборов, можно обсуждать только после выполнения Россией минских договоренностей.
«Украина подчеркивает, что только полное выполнение Россией минских договоренностей и демилитаризация Донбасса в рамках Международной миссии по безопасности могут быть надежным переходом к этапу политического урегулирования. В противном случае невозможно говорить о будущем политических процессов, в том числе о подготовке к местным выборам», — подчеркнул министр.
Ранее Климкин рассказал о том, что во время встречи глав министерств иностранных дел «Нормандской четверки» в Берлине не удалось достичь консенсуса с российской стороной по условиям проведения выборов:
«Мы не пришли к согласию. Российская сторона представила свои варианты избирательного законодательства. Но я сказал господину Лаврову, что мы способны сами написать украинское законодательство, и никакие советы нам не нужны», — отметил он. «таким образом, в этом вопросе у нас нет никакого прогресса, и мы будем работать над этим вопросом дальше».
Отметим, что 17−18 мая на переговорах в белорусской столице планировалось обсуждать закон о выборах в Донбассе и закона об амнистии участников событий на юго-востоке Украины, однако работа подгруппы так и не началась из-за отсутствия официального представителя Украины.
Как заявил представитель ЛНР Родион Мирошник, причиной срыва встречи стал выход из украинской группы переговорщиков экс-секретаря Совбеза Владимира Горбулина, который всегда занимал жесткую позицию — анонсировал в прессе начало военной кампании Киева не только против Донбасса, но и российского Крыма. За несколько дней до ухода Горбулина группу переговорщиков от Украины покинул еще один «ястреб» — Роман Бессмертный.
— Провести выборы на подконтрольных ему территориях Захарченко может в любой момент, даже не дожидаясь осени, — говорит директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Вопрос: к чему проводить их, если они не будут признаны даже Россией? В ДНР и ЛНР выработана система временных администраций, которая работает и без выборов. Мало того, в условиях войны (а война может возобновиться в случае окончательного срыва Минского процесса) любые выборы будут бессмысленными. Так что лидерам мятежных республик Донбасса нет никакого смысла спешить с этим.
— Совпадение ли то, что это довольно резкое высказывание Захарченко совпало с визитом Нуланд в Москву, по итогам которого она сделала заявление, что США признают выборы «только в рамках минского процесса»?
— Учитывая сколько раз Захарченко заявлял подобное, и сколько раз Нуланд вояжировала по России и Украине, немудрено было и совпасть заявлению с ее очередным визитом.
— Фраза «давить на газ» из уст Нуланд звучит обнадеживающе? Или это очередной пафосный трюк, что-то вроде «кнопки перезагрузки», который не будет иметь никаких последствий?
— Ну, мы же понимаем, что Вашингтон, говоря о Минском процессе, в первую очередь имеет в виду не выборы в Донбассе, а парочку других пунктов соглашения. В частности, об украинском контроле за границей (что позволило бы задушить ДНР и ЛНР). Так что не надо расценивать заявления Нуланд как «сепаратистские».
— Захарченко говорит, что местные выборы нужны для госстроительства. Но ведь обходились как-то без них два года. В самом деле, почему вокруг выборов мэров городов такая шумиха? Ведь главные выборы — выборы глав республик и парламентов проведены…
— Да, местные выборы нужны для государственного строительства. Но госстроительство невозможно в условиях войны. Таким образом, нужно понять, что первостепенная задача: это не выборы ради выборов, а начало диалога между Киевом и Донбассом о правилах дальнейшего мирного сосуществования, принуждение Киева к такому диалогу. В данном случае выборы (а точнее — разговоры о них) являются одним из инструментов этого принуждения.
— Вчерашний срыв переговоров контактной группы как раз по закону о выборах из-за выхода из состава украинской делегации Владимира Горбулина означает, что Киев никакому давлению не поддается? Или это наоборот, выдавливание «ястребов» для успешной имплементации «Минска»?
— Горбулин давно уже считается «сбитым летчиком» и не влияет особо на процессы в Киеве. Так же, как и Бессмертный, ранее покинувший переговоры. Просто многие украинские политики понимают, что, какое бы решение ни утвердили бы в итоге в Минске, оно не устроит радикалов. Соответственно, есть шанс стать трупом. Не только политическим. Ну, и зачем Горбулину это надо?
— Сегодня многие эксперты говорят, что Киев всеми силами затягивает время. Так ли это? Сколько ему еще будет удаваться? Чего ждет Порошенко, на что он рассчитывает? Или это просто попытка тянуть время столько, сколько получится, а там, авось что-то изменится?
— Порошенко пытается проскочить «между капельками», как делали другие украинские президенты до него. Правда, он не заметил, что на улице не дождь накрапывает, как это было при Кравчуке или Кучме, а давно уже льет ливень…
— Власти провозглашённых Донецкой и Луганской народных республик в очередной раз подтвердили свою приверженность выполнению минских соглашений, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
—Даже в том случае, если украинская сторона не всегда желает или может выполнить свою часть мирного протокола. Здесь речь идёт скорее о подтверждении своей договороспособности в рамках международной политики, а не о желании провести местные выборы, которые, очевидно, сами по себе не имеют какой-либо существенной ценности.
— Слова Захарченко — это реакция на высказывания Нуланд, которая заявила, что признает выборы, только если они пройдут в соответствии с «Минском»? Попытка подстегнуть Запад активнее давить на Порошенко?
— На Западе главенствующую роль играет «дальний Запад» в лице США. С другой стороны, есть ещё и «ближний Запад», который представляет Евросоюз или, конкретнее, Германия. Для «дальнего Запада» более чем комфортно иметь замороженный конфликт на границах немецкой и русской сфер влияния. Тем самым, с одной стороны, сдерживается рост России, а, с другой, практически нейтрализуется возможность нормализации отношений или даже создания альянса между Россией и «ближним Западом».
Виктория Нуланд, представляя интересы своей страны, одновременно должна учитывать интересы Германии, которая, в отличие от США, устала от двух лет навязанной ей санкционной войны с Россией. Германия поняла, что, поддержав государственный переворот на Украине, в итоге оказалась в проигрыше, не добившись для себя вообще ничего, но при этом взвалив на себя часть ноши по мирному урегулированию разгоревшегося на границах Украины конфликта. В этом смысле политическая нормализация на Донбассе, которой добивается Александр Захарченко, объективно в интересах не только ДНР и ЛНР, но также России и Германии.
— Зачем же приезжала Нуланд? Подтвердить все то, что уже было сказано сто пятьдесят раз до этого?
— От любых визитов иностранных высокопоставленных лиц, особенно происходящих в условиях кризиса, принято ждать каких-то судьбоносных решений и политических прорывов. На самом же деле всё обычно проходит достаточно рутинно: «пришёл, увидел, констатировал, что особых перемен нет». Кто-то же должен это констатировать.
— Нуланд заявила о том, что выборы должны пройти именно «в рамках минского процесса», а не дежурное «по украинскому законодательству» и т. д.— то есть по закону, согласованному с ЛДНР. Следует ли это понимать как подтверждение готовности довести минский процесс до конца?
— США, как, собственно, и Россия, придерживаются своих собственных интересов на международной арене. Эти интересы могут называться как минским процессом, так и миротворческой операцией в Сирии. Эти интересы могут как совпадать в интересами третьих стран, так и идти вразрез с ними. Мир на Донбассе — в интересах и России, и Украины, и народных республик. Но что касается интересов США? Если предположить, что завтра конфликт на Донбассе перейдёт в исключительно политическое русло, а военные столкновения закончатся раз и навсегда, то у США останется меньше способов давления на Россию. В таком случае интерес США к Украине снизится, поскольку Украина для США, конечно же, является не целью, а средством. А значит, снизится и поддержка, в том числе финансовая, которую Киев получает через протекцию Вашингтона.
В этой связи я не вижу возможности завершения конфликта на Донбассе и, следовательно, полного выполнения «Минска», в ближайшей перспективе. Реалистический прогноз — это замороженный конфликт. Статус Приднестровской Молдавской республики не определён уже двадцать лет. Я не вижу причин, по которым статус ДНР и ЛНР будет решён через два года после их провозглашения.
— Почему выборы мэров так важны? Почему вокруг них столько споров?
— В нынешних условиях трудно найти менее значимую для Донбасса проблему, чем местные выборы. Впрочем, как мы знаем из сказки про кашу из топора, собственно «топор» не важен, зато важны другие ингредиенты. А это — переговоры о мире и переводе военного противостояния в политическую плоскость. Иного выхода донбасский кризис не имеет.