В самопровозглашенной Донецкой народной республике оглашен список персон нон грата. Личным указом главы ДНР Александра Захарченко «до особого распоряжения» запрещено въезжать через границу 49 крупнейшим бизнесменам, бывшим чиновникам и политикам региона.
Список интересен со всех точек зрения. Для начала в нем нет бывшего президента Украины Виктора Януковича и бывшего премьера страны Николая Азарова, которые лишились власти в результате революции «евромайдана». Получается, им путь в Донецк теперь открыт.
Составлен черный список не по алфавиту и больше напоминает рейтинг персон нон грата. Под номером один — влиятельный донбасский олигарх Ринат Ахметов, который проходит здесь как «уроженец Донецка 1966 года рождения». Далее следуют «серый кардинал» Украины времен Януковича Андрей Клюев и два лидера партии «Оппозиционный блок»: Юрий Бойко и Борис Колесников. Далее — бывший министр угольной промышленности Украины времен Януковича Сергей Тулуб.
«Странный список для документа, размещенного на официальном сайте, — прокомментировал ситуацию донецкий журналист-расследователь Сергей Гармаш. — Нет алфавитного списка, нет полных данных, часть людей только с именами, часть — с именами и отчествами».
Вероятно, все это объясняется тем, что список отражает актуальный конфликт интересов в Донбассе. Внутренние противоречия спонсоров «Оппозиционного блока» (партии, возникшей на обломках Партии регионов Януковича) совсем недавно завершились примирением. На последнем съезде число союзников Сергея Левочкина, бывшего главы администрации президента Януковича, уравновесили на административной вертикали людьми Рината Ахметова. Лидеров у партии официально теперь стало двое. Возглавляющий фракцию «Оппоблока» в Верховной раде Юрий Бойко согласился поделиться полномочиями с премьер-министром оппозиционного правительства, бизнесменом Борисом Колесниковым. Теперь они рядом и в черном списке Захарченко.
Нежелательных персон можно разделить на три большие группы: бывшие лидеры Партии регионов, отбывающие вынужденную ссылку в Москве, нынешние лидеры «Оппозиционного блока» и крупнейшие бизнесмены Донбасса.
Политический фильтр
В первой группе бывший генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка, бывший министр МВД Украины Виталий Захарченко, мелькающий на московских эфирах бывший нардеп от Партии регионов Николай Левченко, бывший министр здравоохранения страны Раиса Богатырева. Виктор Пшонка последние два года в публичном поле никак себя не проявляет. Виталий Захарченко финансирует благотворительный фонд реабилитации бойцов «Беркута» с штаб-квартирой в Севастополе.
Среди донбасских персон нон грата есть и Александр Иванович Клименко, бизнесмен и бывший заместитель губернатора Донецкой области. Он держится в стороне от политических изгнанников и в Москве. На эфиры не ходит, в общих проектах не участвует, а его команда пиарщиков изо всех сил демонстрирует всеми возможными способами его «украинскость». Источники в Донецке утверждают, что пиар-кампанию «Восстановления Донбасса» одно время пытались начать и в прессе ДНР, но идея не нашла понимание у местных властей.
Любопытная деталь: в черный список не попал другой Клименко, Александр Викторович, бывший министр налогов и сборов времен Януковича. Сегодня он пытается влиять на ситуацию в Киеве, финансируя медиахолдинг «Вести» и благотворительный фонд «Восстановление Донбасса».
При этом ничего не известно о попытках топ-фигурантов списка побывать в Донецке. Скорее наоборот. Например, у Александра Ивановича Клименко в 2015 году погиб родной брат Антон. Его похоронили не дома, а на выкупленном участке в Валаамском монастыре.
Другая часть черного списка отражает конкуренцию лиц, примелькавшихся в Донецке.
Красноречивый факт: в списке нет действующего народного депутата Украины Ефима Звягильского, хозяина арендного предприятия — шахты имени Засядько. Это крупнейшая работающая шахта в Донецке, рабочие которой до недавнего времени получали зарплату в гривнах. Шахтоуправление охраняли бойцы бригады «Восток», и она славилась единственными в городе работающими украинскими банкоматами. Зарплату отделы получали по графику, так же наполнялись и банкоматы.
Ефим Звягильский — легенда Донецка. Ему за 80 лет, и его авторитет трудно переоценить. Чтобы первое заседание вновь избранного парламента Украины не начинал старейшина из Донецка, пришлось даже менять регламент последней Верховной рады.
Зато в черном списке есть близкая родственница Рината Ахметова, народный депутат Украины Татьяна Бахтеева. Она бывший главврач областной клинической больницы имени Калинина, Донецк Бахтеева также посещает регулярно. В последний приезд завезла инсулин для детей и, как утверждают источники, попросила встречи с Александром Захарченко. Сам глава республики на встречу не пошел, разговор состоялся с кем-то из замов, детали встречи пока неизвестны.
Бизнес под прицелом
Источник в правительстве ДНР очень емко и кратко прокомментировал цели нового указа. «Во-первых, идет подготовка к праймериз и выборам, как хотите это называйте, но это основная причина. Чужих здесь не ждут, и их здесь не будет, — рассказал он. — Во-вторых, готовится введение государственных администраций на предприятия. На отдельные предприятия власти уже входят».
Как сообщил другой источник, на последнем совете министров ДНР Александр Грановский, министр промышленности и торговли, действительно предложил постановление о введении государственной администрации на Докучаевский флюсо-доломитный комбинат, Горловский машиностроительный завод и Донецкий завод горного машиностроения.
Первое предприятие перед войной перешло под контроль людей олигарха Игоря Коломойского, последнее было частью машиностроительного холдинга Рината Ахметова. Объявленная в ДНР инициатива может быть началом попытки большой приватизации. Впрочем, до стратегических предприятий черед не дошел. Тот же Донецкий завод горного машиностроения «увели» из холдинга Ахметова еще в самом начале строительства самопровозглашенной республики.
Среди персон нон грата немало крепких бизнесменов, далеких от политики, в том числе хозяин крупнейшего местного водочного производства Павел Климец, а также все три учредителя «Индустриального союза Донбасса»: и Алик Мкртчан (проживает в РФ) и «киевские» Игорь Гуменюк с Сергеем Тарутой.
В черном списке ДНР также владелец горловского «Стирола» Александр Янковский, генеральный директор шахты «Краснолиманская-Западная» Леонид Байсаров, владелец и директор Ново-Краматорского машиностроительного завода Георгий Скударь. Кстати, последние два предприятия находятся в Красноармейске и Краматорске — на территории, контролируемой Украиной.
В списке фигурирует, наконец, и Юрий Иванющенко, известный в том числе под псевдонимом Юрий Енакиевский, считавшийся теневым «кошельком» бывшего президента Украины Виктора Януковича. Его внушительный дворец в Енакиево стоит по-прежнему нетронутый под охраной подразделений ДНР.
Въезжать в ДНР запретили и недавнему «хозяину Крыма», главе совета министров полуострова Анатолию Могилеву, а также многим топ-менеджерам Ахметова, виднейшим администраторам времен правления Партии регионов.
Великие авантюристы
Среди неожиданных людей в черном списке — Владислав Дрегер, украинский «король юридического рейдерства». Дрегер еще в 2007 году умудрился увести один из донецких заводов у Александра Януковича, когда его отец был в украинской оппозиции. Когда Янукович-старший пришел к власти, Дрегера, миллионера из украинского топ-100, арестовали на глазах у детей и посадили в СИЗО по обвинению в заказных убийствах. Он просидел с 2010 года до краха Януковича. Теперь — отметился в списке Александра Захарченко.
Если вспоминать о других «великих авантюристах», то проживающего в Москве Сергея Курченко тоже отныне не ждут в Донецке. Его группа компаний «Газ Украина» неоднократно обвинялась в использовании нелегальных схем и незаконных попытках монополизировать газовый рынок.
Участники списка хранят молчание, хотя на публику отдельные конфликты просачиваются. Так, после публикации отметилась комментарием в Facebook бывший народный депутат Украины от Партии регионов Елена Бондаренко. Елена живет в Киеве, летает в Москву на многочисленные эфиры федеральных каналов и не попала в список Захарченко.
В соцсети Бондаренко рассуждала о попадании в список ДНР Бориса и Александра Адамовых. Отец Борис Адамов был заместителем губернатора Донецкой области, а сын Александр известнейшим в Донецке застройщиком. По мнению Бондаренко, запрет на въезд в ДНР они заслужили из-за подряда от 2014 года на постройку стены на российско-украинской границе. Бывшая депутат получила очень резкий ответ от Александра Адамова. Сейчас эта переписка в Facebook удалена.
Наблюдатели и раньше утверждали, что, когда в ДНР будут проходить выборы, Александру Захарченко будет гораздо комфортнее видеть в бюллетенях «Правый сектор» и «Свободу», чем близкий по риторике «Оппозиционный блок», который может оттянуть голоса у нынешней власти.
Сейчас фонд Рината Ахметова «Поможем» раздал в Донецке и Макеевке, самом густонаселенном городском конгломерате ДНР, более 8 млн месячных продуктовых пайков. С августа 2015 года фонд расширил перечень людей, имеющих право на помощь, включив в списки всех пенсионеров старше 60 лет. То есть практически всех стабильно голосующих граждан.
Примерно с того же времени началось выдавливание Ахметова и его фонда из информационного поля ДНР. С октября 2015 года любое упоминание об их деятельности запрещено.
Тем не менее оригинальных благополучателей у фонда более полумиллиона человек, а за счет гуманитарной помощи Ахметова живут целые микрорайоны. В случае любых состязательных выборов в Донбассе влияние Ахметова на них будет очень существенным.
Серьезным авторитетом в самопровозглашенных республиках пользуются и бывшие мэры Донецка Александр Лукьянченко и Владимир Рыбак. Им въезд в ДНР теперь тоже запрещен.
При определенных условиях участвовать в донбасских выборах мог и бывший народный депутат от Партии регионов Николай Левченко. Он сейчас живет в Москве, и его лицо примелькалось на политических шоу федеральных каналов. В Киеве Левченко в розыске по статье за сепаратизм, что не помешало ему попасть в «запретный список» Захарченко.
Но, как в один голос утверждают источники в Москве, Киеве и Донецке, местных выборов по минскому формату в нынешнем году ждать не стоит. Что не исключает продолжения и политических, и бизнес-баталий в самопровозглашенных республиках.