Разногласия между РС и мусульмано-хорватской федерацией БиГ уходят корнями в 1992 год, когда правительство Социалистической Республики Босния и Герцеговина провело референдум, и страна вышла из состава Югославии. Как известно, все это закончилось Боснийской войной, продолжавшейся долгих и кровопролитных три года. Закончилось противостояние из-за предательства сербов югославским президентом.
Милошевич дал добро натовским военным на бомбардировки сербских позиций, что сделало их дальнейшее сопротивление невозможным, и они были вынуждены заключить союз с врагами.
Таким образом, в 1995 году были подписаны Дейтонские соглашения, в результате которых возникли существующие сегодня государственные образования. Стоит отметить, что, при их подписании ни одно из требований православных сербов учтено не было. Все эти события предопределили политические и усугубили этнические разногласия двух народов по отношению друг к другу. Однако желание господина Додика выйти из состава Боснии и Герцеговины вызывает негодование у Сараево не только по причине давних противоречий.
Де-юре сегодняшняя Босния и Герцеговина находится под покровительством Запада. Все политические решения в стране контролируются неким «Верховным представителем по координации гражданских аспектов Дейтонских соглашений». Другими словами, это человек Белого дома, который обладает неограниченными полномочиями по управлению политическими процессами в стране. Возможно, «точкой невозврата» в отношениях православных и мусульманских сербов стало желание Сараево присоединиться к Евросоюзу. Еще в 2013 году господин Додик пытался провести референдум, но был отговорен западными «советчиками».
Время идет, все меняется. Теперь у РС есть крымский опыт России. Причем не только опыт, но и ее поддержка. Именно Москва наложила вето на резолюцию Совбеза ООН о признании действий сербской армии в войне 1992-1995 годов геноцидом мусульманского населения. Данная резолюция была попыткой западных демократий исключить возможность выхода Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины. В данном контексте интересно порассуждать о значимости данной страны для России и Запада.
В принципе, в обоих случаях все более менее понятно. Для Запада, в первую очередь, страна представляет интерес как экономический придаток и стратегический плацдарм для развертывания контингента НАТО на балканском направлении. В свою очередь, Москва заинтересована в БиГ, как в члене ОДКБ. То есть, налицо прямое столкновение геополитических и военных интересов. Чем оно закончится, покажет время, а пока, есть все основания полагать, что Республика Сербская встала на путь обретения независимости. Будем надеяться, что она сможет повторить счастливую судьбу Косово.