Менее чем за неделю до даты голосования президентские выборы в США стали совершенно непредсказуемы. Основным «игроком» в последние дни неожиданно стало ФБР. Активизация расследования в отношении Фонда семьи Клинтон (Clinton Foundation) стала очередным неприятным сюрпризом для штаба Хиллари. О том, что этому делу придан «крайне высокий приоритет» накануне сообщил телеканал Fox News.
Это уже третий по счету «удар» со стороны спецслужбы после возобновления расследования по поводу писем Клинтон и дела в отношении ее супруга Билла 15-летней давности. Скандалы резко изменили соотношение сил в предвыборной гонке. Согласно опросам, Дональд Трамп в нескольких ключевых штатах вырвался вперед.
По информации Fox News, дело Фонда Клинтонов ведет отдел ФБР, расследующий преступления в политической и финансовой среде. Сообщается, что уже собрано большое количество доказательств. При этом новая информация «поступает лавиной каждый день». В частности, есть данные, что благотворительная структура принимала пожертвования от иностранцев, которые затем получали преимущества от Госдепартамента США. При том, что ведомство с 2009 по 2013 год возглавляла Хиллари Клинтон. Всего с 2001 года, когда был основан Clinton Foundation, структурой было аккумулировано около 2 млрд долларов. ФБР подозревает, что лишь 5,7% этих средств было действительно направлено на благотворительные цели.
Активизации расследования по Clinton Foundation предшествовало объявление разбирательства по поводу вновь обнаруженных писем Хиллари Клинтон. Их содержание пока неизвестно, но сам факт воспринят штабом демократов болезненно. Глава ее штаба Джон Подеста назвал решение ФБР «из ряда вон выходящим» явлением. А спустя всего пару дней ФБР вдруг опубликовало документы дела 15-летней давности, касающегося возможной коррупционной составляющей в процессе помилования президентом Биллом Клинтоном бизнесмена Марка Рича. Предполагается, что дочь бизнесмена в обмен за услугу пожертвовала Хиллари Клинтон один миллион долларов на нужды избирательной кампании в американский Сенат.
Ранее публичные попытки Трампа повлиять на инициативы ФБР действия не возымели. Его требование к Минюсту США назначить специального прокурора для проведения расследования в отношении Clinton Foundation также осталось без последствий. Теперь республиканец доволен. «Я очень уважаю то, что ФБР и Минюст США хотят и имеют мужество, чтобы исправить ужасную ошибку, которую они сделали», — заявил республиканец, выступая перед своими избирателям. «ФБР бы никогда не возобновило расследования, если бы не абсолютное уголовное преступление», — уверен политик.
У Трампа есть все основания радоваться происходящему. Несмотря на отсутствие пока фактического результата расследований рейтинг политика пошел вверх. По данным опроса Real Clear Politics, в настоящее время Трамп лидирует в трех из 11 неопределившихся штатах. В самом важном из них — Флориде Трамп обошел свою соперницу на 1,6 процентных пункта. Кроме того, Клинтон осталась позади в третьем по значению спорном штате — Огайо. Здесь у нее 44,3% голосов против 46,8% у Трампа. Во втором по важности штате, Пенсильвании, Клинтон пока обходит Трампа на 6 процентных пунктов — 47,2% против 41,2%. В Айове Трамп сохраняет лидерство в течение двух прошедших месяцев. Ситуация далеко не столь однозначная, как раньше.
Политолог-американист, профессор Академии Военных наук Сергей Судаков считает, что придание приоритета расследованию ФБР о фонде Клинтонов не сулит Хиллари ничего хорошего, так дает богатую фактуру для обвинений в нецелевом использовании средств, а также иностранном финансировании.
— Во-первых, важно понимать, что речь идет о фонде семьи Клинтонов: Билла, Хиллари и Челси, а вовсе не об избирательном фонде Хиллари к ее президентской кампании. Фонд Клинтонов очень специфически тратит деньги и очень специфически финансируется. Получается, что сотни миллионов долларов, которые туда приходят, тратятся не на нужды этого фонда, не на детей больных раком и помощь малоимущим.
Если посмотреть отчет за 2015 год, выяснится, что фонд получил 139 млн долларов пожертвований, но львиная доля расходов пришлась на содержание фонда и миллионов 50 потратили на перелеты руководства бизнес-джетами. Именно о перелетах уже говорили американские СМИ, делая вывод, что фонд семьи Клинтонов просто оплачивает Хиллари часть предвыборной кампании. Нанимали им самолеты, автомобили, автобусы, траки и т. п. Это вывод денег и не на благие дела, а только на выборы.
Эксперт напомнил, что WikiLeaks не так давно опубликовал, что Хиллари Клинтон получала прямое финансирование от Саудовской Аравии. Оно шло напрямую в ее фонд, а затем на выборы. То есть саудовцы просто платили деньги за то, чтобы избрать своего президента. Того, кто выгоден им. Также был и катарский след, который был менее заметен. Сейчас есть огромное количество доказательств, что семейство Клинтонов — это крайне ангажированные мошенники, которые очень жестко пытаются влиять на политическую элиту. Они сами ее часть, но это худшая ее часть, говорит Судаков.
Однако, по мнению научного сотрудника ИМЭМО РАН Виктории Журавлевой, расследование в отношении фонда Клинтонов если и даст республиканцам козырь, то уже после дня голосования 8 ноября.
— На нынешнюю избирательную кампанию, ее оставшуюся часть, расследование деятельности фонда Клинтонов серьезно не повлияет. Тема с фондом уже всплывала, история с письмами тоже не очень трогает американцев. Вряд ли это приведет к немедленным изменениям. Скорее всего, это такой очередной «крючок» для республиканского Конгресса и шире — истеблишмента, чтобы давить на Хиллари после ее избрания. Не давать ей реализовывать свою повестку, социально-экономические программы, которые она обещает. Вплоть для того, чтобы ограничить ее президентство одним сроком.
Все скандалы вокруг Хиллари говорят о том, что дольше одного срока она не выдержит. Они ее выдавят. Даже если это не будет доведено до импичмента, что вряд ли, они просто создадут ей такую ауру непопулярности, что ей придется уйти самой. Если, конечно, здоровье не вынудит ее сделать это еще раньше.
Отметим, что решения главы ФБР Джеймса Коми не могли не вызвать обвинений в его ангажированности. Серия сенсационных инициатив спецслужбы прямо накануне голосования действительно выглядит, как попытка дать Трампу козырь. При этом сам Коми объяснил свои действия необходимостью принять обоснованные решения по новым вскрывшимся фактам.
Профессор Судаков не склонен подозревать главу ФБР в намерении подыграть Трампу. По его мнению, Джеймсом Коми движут карьерные соображения. Он старается четко следовать закону и при этом соблюсти паритет между основными противоборствующими силами.
— Господин Коми в 2001 году занимал должность генерального прокурора штата Нью-Йорк и он был тем человеком, который возбуждал уголовное дело против Марка Ричи. Напомню, Ричи — бизнесмен, совершивший серьезные налоговые преступления, после чего скрывался за границей. Его дочь имела контакты с фондом Клинтонов. В то время, когда Билл Клинтон был президентом, она много раз обращалась к нему за помилованием Ричи, чтобы он мог вернуться к себе на родину.
Получилось так, что всего за три часа до истечения президентских полномочий, когда уже никто не следил внимательно за происходящим, Билл Клинтон подписал помилование Марка Рича. Еще через две недели в фонд Хиллари Клинтон поступил один миллион долларов. Речь сейчас идет об избирательном фонде. Тогда она избиралась сенатором от штата Нью-Йорк и в связи с этим занималась фаундрайзингом.
Впоследствии блестящий юрист и хороший прокурор Коми сделал отличную карьеру. Сейчас он возглавляет ФБР — вторую по значимости спецслужбу в США после ЦРУ. А всего их шестнадцать. Клинтон довольно жестко через президента Обаму давила на Коми, чтобы он закрыл это расследование. Еще один факт. Для того чтобы было закрыто расследование со стороны ФБР, Билл Клинтон в течение 40 минут общался с генеральным прокурором США. Суть разговора мы не знаем, но ровно через неделю дело было закрыто ФБР по запросу Генеральной прокуратуры.
— Но ведь это дело прошлое?
— Сейчас есть много оснований для того, чтобы возобновить это расследование против Хиллари Клинтон. И если его возобновят позже, когда она уже станет президентом, то глава ФБР, который допустил такое, скрыл данные или еще что-то, вылетит со своего места с огромным скандалом. Это будет не только крушение его карьеры, но и крушение карьеры всех тех молодых генералов, которых он привел с собой. В 2013 году, когда он был назначен, он привел с собой свою команду. Следовательно, Коми надо спасать свою шкуру. И он понял, что если он сейчас не будет действовать сам, то, возможно, его к действиям принудит Конгресс и тогда это чревато для его карьеры. Поэтому он начал действовать самостоятельно.
— Получается Коми движим в первую очередь карьерными соображениями, а не желанием подыграть Трампу?
— Он вовсе не наигрывает очки Дональду Трампу, как многие думают. В конце концов закон 1939 года никто не отменял. Там написано, что никакое должностное лицо не имеет права вмешиваться в предвыборные дела. Это серьезная вещь. Кроме того, даже если бы Коми хотел помочь Трампу, он бы сделал это не сейчас, а месяца полтора назад. Тогда Клинтон находилась бы уже под обвинением и не могла бы избираться. Но так как он сделал это всего за 11 дней он сохранил паритет.
— И какие выгоды Коми может получить от своего нынешнего решения?
— Конечно, Коми понимает, что Трамп может стать президентом. Небольшие шансы у него есть. Да, Клинтон, скорее всего, втащат в Белый дом. Но есть еще «случай», когда некоторые люди меняют свое мнение или принимают окончательное решение в самый последний момент, перед избирательной урной. Никакие опросы этого не покажут. Трамп может выиграть. И тогда он сохранит Коми должность директора ФБР. Они будут благодарны друг другу. Возможно, карьера Коми будет и дальше развиваться. Потому что после ФБР единственный для Коми вариант — это стать сенатором. Но избраться от Демократической партии после возбуждения дела против Хиллари будет невозможно, а от республиканцев легко.