Необходимость усиления военного присутствия в акватории Черного моря объясняется возрастающей угрозой со стороны России. Примечательно, что прочие прибрежные государства-члены НАТО – Болгария и Турция – пока не поддерживают изменение сложившейся конфигурации безопасности. Более того, Анкара заверила Москву в своей приверженности гарантиям в соответствии с Конвенцией Монтре, которая устанавливает максимальный срок пребывания военных кораблей нечерноморских государств в регионе в 21 день.
В настоящее время многонациональный характер военно-морских сил Североатлантического альянса, а также их постоянная ротация позволяют ему формально не нарушать Конвенцию. Однако вице-адмирал ВМС США Джеймс Фогго недавно заявил, что период патрулирования американскими кораблями может быть увеличен до четырех месяцев. Создание же постоянного объединения военно-морских сил НАТО, комплектующегося не только из США, но и других нечерноморских стран, будет иметь негативные последствия, так как России придется предпринимать ответные меры военного характера.
На этом фоне важно вспомнить первоначальную цель, с которой заключался Североатлантический договор – обеспечение стабильности в Европе. Окончание холодной войны положило начало периоду оптимизма и надежды на то, что мир больше не окажется на пороге третьей мировой войны. Причин для опасений у стран Запада не оставалось – социалистический блок распался, многие из бывших республик СССР пошли по пути евроатлантической интеграции.
Однако НАТО с тех пор не только не прекратила существовать, но, более того, увеличила число участников и расширила свою деятельность за пределы собственной территории – альянс проводит операции в Косово, Афганистане, Сомали. В нарушение Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, заключенного между Брюсселем и Москвой, альянс продолжает расширение на восток, приближаясь к границам России. Кроме того, западные страны способствовали серии революций на Ближнем Востоке с целью сменить неугодные режимы. Это привело к всплеску терроризма, жертвами которого стали сотни европейцев.
Сейчас мир стал более опасным, чем был на протяжении нескольких десятилетий. Специфика угроз современности – будь то терроризм или киберпреступность – заключается в том, что членство в том или ином военно-политическом блоке не гарантирует безопасность любой стране, независимо от ее роли на международной арене. Но, видимо, руководство европейских стран, не избавившееся от стереотипов эпохи противостояния социалистического и капиталистического блоков, готово и дальше рисковать жизнями собственных граждан ради сохранения тесных трансатлантических связей с Соединенными Штатами.