Курс доллара находится на историческом минимуме последних двух лет. Впрочем, радоваться укреплению российской валюты рано — слабый доллар вместе с высокой процентной ставкой негативно отражается на российских производителях. А резкое изменение цен на нефть весной способно подтолкнуть рубль к обвалу.
Курс доллара по отношению к российскому рублю к концу недели вышел на уровни июля 2015 года. Пара доллар/рубль с расчетом на завтра на Московской бирже последние два дня торгуется в диапазоне 57–58 рублей.
К отметке в 58000 ушел и мартовский фьючерс на доллар (Si-3.17), снижающийся последние семь торговых сессий подряд. Данные по открытым позициям по фьючерсу свидетельствуют о большом интересе к российскому рублю у юридических лиц — 1,94 млн контрактов на продажу против 1,265 млн контрактов на покупку мартовского фьючерса (по состоянию на закрытие торгов в четверг).
Схожую динамику показывает и европейская валюта. Пара евро/рубль с расчетом на завтра на Московской бирже торговалась в среду и пыталась закрепиться ниже 60 рублей. А мартовский фьючерс на евро (Eu-3.17) снижался с начала февраля.
Одними из основных факторов быстрого роста курса рубля в последнее время являются текущая денежно-кредитная политика Центробанка. Ключевая ставка удерживается на уровне 10% годовых, несмотря на заметное снижение инфляции (уже до 5% в годовом выражении). Кроме того, приближается дедлайн по выплате налогов компаниями за 2016 год (1 апреля).
Единственным фактором, тормозящим укрепление рубля, сейчас остается ежедневная покупка Минфином валюты на полученные за счет роста цен на нефть допдоходы. Впрочем, дополнительный спрос на валюту объемом в $100 млн в день не может переломить сложившийся тренд.
Высокие процентные ставки и сильный рубль создали большой спрос на российские долговые бумаги. За три месяца международные инвесторы вложили в российские фонды более $2,3 млрд. Одновременно приток средств в фонды, инвестирующие в акции российских компаний, растет 13 недель подряд, говорится в исследовании Emerging Portfolio Fund Research (EPFR). При этом на фоне падения оборотов российского валютного рынка на 30–40% по сравнению с 2013 годом даже не очень большие объемы притока средств значительно влияют на курс, способствуя его креплению.
Рекордный приток средств в российские активы происходит на фоне сокращения оттока капитала, прежде всего со стороны банков (снизилась потребность в погашении внешнего долга, снизился спрос на кредиты в валюте). Во-вторых, доллары нужны для закупок импорта. Но сейчас спрос на него ограничен, так как закупки импортного оборудования, комплектующих и т.д. сдерживаются сейчас не слабым рублем, а недоступностью кредитов и слабым внутренним рынком.
Проблему с доступностью средств для российских компаний мог бы решить Центробанк, снизив ключевую ставку в ближайшее время не на 0,5 п.п., а как минимум на 2,0–2,5 п.п., до 7,5–8% годовых.
Пока регулятор значительных шагов не предпринимает. Причина, как думается, в том, что завышенный курс рубля способствует достижению цели Банка России по инфляции, так как приводит к удешевлению импорта (а также конкурирующей с импортом российской продукции).
Впрочем, укрепление российской валюты помимо большого спроса на российские бумаги у иностранных инвесторов несет и дополнительные риски для российской экономики.
Рост курса рубля будет ухудшать положение российских производителей. Удешевление импорта уже привело к его росту в последние несколько месяцев. В январе 2017 года импорт из стран дальнего зарубежья вырос на 36,4% к январю 2016-го. В результате усиления ценовой конкуренции рентабельность российского бизнеса, и так в большинстве секторов очень низкая, упадет еще сильнее. Падение цен на импорт вместе с высокой процентной ставкой в свою очередь заставит компании пересмотреть свои планы по модернизации, а также начать сокращать свои издержки для уменьшения себестоимости продукции.
Укрепление российской валюты также может привезти к снижению нефтяных доходов бюджета и росту его дефицита. При этом, по базовому прогнозу Минэкономразвития, среднегодовой курс доллара должен в 2017 году составить 67,5 рубля за доллар.
Вызывает опасение и уменьшение корреляции между ценами на нефть и курсом рубля — с начала года Brent торгуется в узком ценовом коридоре, в то время как рубль продолжает укрепляться по отношению к основным валютам в силу локальных причин. Конец налогового периода, а также выход нефтяных котировок из коридора $54–57 за баррель могут серьезно увеличить волатильность российской валюты, повысив вероятность обвала курса. Падение рубля опять поднимет риски роста инфляции, и ЦБ снова продолжит держать ставку высокой (или еще ее поднимет). И все пойдет по кругу.