Аргентинское издание La Nacion пишет о вакууме, который возникает в мире после того, как США сосредоточились на внутренних проблемах
На прошлой неделе в Винья-дель-Мар (Чили) состоялась встреча министров иностранных дел и внешней торговли стран Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Китая. Мероприятие прошло по инициативе Чили — государства, которое в этом году временно председательствует в организации. Соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства подписали в феврале 2016 года 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия, Новая Зеландия и США).
Однако в январе 2017 года пришедший к власти президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
Выход США из ТТП и проводимая Трампом изоляционистская политика несомненно ослабит позиции Америки в мире.
Трамп назвал ТТП «потенциальной катастрофой» для США и заявил, что этот пакт крайне невыгоден для Вашингтона.
Выход США из Транстихоокеанского партнерства не помешал другим странам двигаться вперед в поисках новых торговых альянсов. Следует отметить, что Китай несмотря на то, что не является членом ТТП, принял активное участие в работе форума. В то время как администрация Дональда Трампа решила не посылать в Чили представителя высокого уровня, Пекин направил в Винья-дель-Мар спецпредставителя правительства Китая по вопросам Латинской Америки Ин Хэмина (Yin Hengmin).
Министр иностранных дел Чили Эральдо Муньос (Heraldo Muñoz) несколько недель тому назад рассказал мне, что, несмотря на выход США из Транстихоокеанского партнерства, страны Латинской Америки будут стремиться к расширению торговых отношений с США. Китай может воспользоваться сложившейся ситуацией для наращивания торгово-экономического присутствия в регионе. «Свято место пусто не бывает», — заявил глава МИД Чили.
После окончания съезда министров иностранных дел и внешней торговли стран Транстихоокеанского партнерства я вновь встретился с Муньосом, и он мне сказал, что не надо
преувеличивать важность присутствия на форуме Китая. По итогам переговоров страны Латинской Америки решили продолжать следовать по пути свободной торговли и интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона.
Мексика, Колумбия, Перу и Чили, входящие в состав Тихоокеанского альянса, решили искать новые пути установлении торговых отношений со странами, находящимися за пределами региона — в первую очередь такими, как Австралия и Новая Зеландия.
«Что касается наших связей с Китаем и США, то нам здесь следует проводить политику равноценных отношений. Усиление влияния в регионе Вашингтона или Пекина мы должны использовать в наших национальных интересах», — заявил Эральдо Муньос.
Решение Трампа о выходе из Транстихоокеанского партнерства — это лишь одна из мер новой политики администрации Белого дома по укреплению США в качестве могущественного государства, а не в качестве фундамента «всемирной империи», сложившейся после окончания Второй мировой войны.
Вот лишь некоторые примеры новой политики Вашингтона.
Трамп заявил о пересмотре договора о свободной торговле в Северной Америке, издал указ о строительстве защитной стены на границе США и Мексики. Это делается несмотря на то, что согласно официальным данным, 66% иммигрантов, приезжают в Америку не через сухопутную границу США с Мексикой, а воздушным путем как туристы, а затем нелегально остаются на территории страны.
На прошлой неделе Трамп направил в Конгресс проект бюджет США на 2018 год, в котором, иностранная экономическая помощь сокращена на 29%, в то время как финансирование Пентагона, по плану, возрастет на 10%. Кроме этого резко сокращается финансирование программ ООН и Всемирного банка, а также борьбу с глобальным потеплением.
Мое мнение
Встреча в Винья-дель-Мар показала, что даже такие страны, как Чили, Перу, Колумбия и Мексика, традиционно ориентированные на США, после прихода к власти Трампа вынуждены искать пути создания новых торговых союзов. Американская дипломатия постепенно будет терять свое влияние в мире. Ксенофобская риторика Трампа может вызвать приход во власть новой волны популистских политиков в Латинской Америке, в частности — на предстоящих в 2018 году президентских выборах в Мексике, а также подтолкнуть латиноамериканские страны в объятия Китая.
Андрес Оппегеймер (Andres Oppenheimer)