Битва за Арктику пока ведется в основном на дипломатических полях. Однако за жаркими спорами относительно активности российских и зарубежных специалистов в регионе стоит вполне прикладной вопрос — как обеспечить экономическую и государственную безопасность на стратегическом направлении?
«Северное» командование
Обеспечить безопасность просто только на первый взгляд. При ближайшем же рассмотрении обороноспособности в условиях низких температур становится понятно, что обеспечивать защиту государственных границ, и особенно зоны исключительных экономических интересов в таких условиях в десять раз сложнее, чем принято считать.
Симфонию под названием «обеспечение безопасности» в Арктике будет играть сложный, хорошо вооруженный ансамбль из кораблей, авиации, средств контроля и специализированного вооружения. Одними из первых в состав арктической группировки было решено включить универсальные патрульные корабли (УПК) проекта 23550. Боевые ледоколы, с легкой руки авторов журнала Stern прозванные «стальным кулаком русской ледовой армады» с 2019 года начнут поступать в состав военно-морского флота России. Корабль будет совмещать в себе характеристики фрегата ближней зоны и ледокола, способного проламывать лед толщиной до 1,5 метров. Вооружение корабля будет состоять из артиллерийской установки АК-176МА, а главную скрипку будут играть ракетные комплексы «Уран» с ракетой Х-35УЭ, или крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». Эти корабли будут патрулировать «северный торговый путь», и при необходимости решать вопросы безопасности торгово-транспортного направления.
Для обеспечения нормальных условий жизни и службы военных в Арктике к 2018 году будет модернизировано 9 аэродромов, способных принимать самолеты гражданской и военно-транспортной авиации.
Арктический перехват
Для защиты российских военных и ключевых объектов в регионе разработан целый ряд средств перехвата. Базой для комплексов ПВО послужили их сухопутные «прародители». Однако отличия комплексов для применения в условиях низких температур от их сухопутных аналогов могут найти даже те, кто почти не разбирается в военной технике. Главным требованием Минобороны к подрядчикам и производителям таких комплексов было использование в качестве платформы вездехода, способного своим ходом добраться даже в самые отдаленные районы и на месте, буквально с ходу, организовать точку «прикрытия» от вероятного нападения.
Главными действующими лицами стали ЗРК «ТОР-М2ДТ», который «поставили» на двухзвенный вездеход ДТ-30ПМ. На гусеничное шасси поставили и другую звезду ПВО ближнего радиуса действия — комплекс получил название «Панцирь-СА». Однако и без значительных отличий дело не обошлось. Адаптируя ракетно-пушечный комплекс для суровых арктических широт тульским оружейникам пришлось отказаться от скорострельной 30-мм пушки.
Целями посерьезнее будут заниматься все те же комплексы противовоздушной обороны, что дежурят в разных концах страны. За ключи от неба будут отвечать ЗРС С-400, места развертывания которых военными пока держатся в тайне.
Арктический сегмент
О важности защиты стратегического направления во время прямой линии сказал и президент России Владимир Путин. Верховный Главнокомандующий отметил, что американские ВМС на постоянной основе дежурят в непосредственной близости от границ страны.
«Американские атомные подлодки дежурят на севере Норвегии. Подлетное время ракет — 15 минут до Москвы. И мы должны понимать, что там происходит. Мы должны видеть, что там происходит. Мы должны этот берег защитить соответствующим образом», — сказал президент.
Рассказывая о защите северных границ страны Путин сказал так же и размеченных над северными территориями трассах полета американских баллистических ракет. «Это все мы знаем, но мы должны и обеспечить. В том числе и систему СПРН», — подытожил Путин.
Эксперты давно говорили о том, что в арктических широтах рано или поздно должна появиться мощная РЛС, прикрывающая север страны от пусков ракет. Похоже, что строительство ключевого объекта все-таки начнется в ближайшее время. Вообще, эшелонированная система ПВО, противоракеты и самолеты-перехватчики на северном направлении — такой же необходимый компонент защиты от любой агрессии, как и на любом другом. «В условиях размещения на крайнем севере может прийтись к месту РЛС типа «Воронеж». Такая станция может понадобиться для еще более раннего и оперативного обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет», — пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Василий Кашин.
Тем более, что давние партнеры не перестают наблюдать за арктической группировкой российских войск. Ближайшие и самые любопытные соседи — американцы. Стремление получать информацию о российских военных объектах толкнуло Пентагон начать строительство РЛС для слежения за российскими подводными лодками на крошечном норвежском острове Вардё.
И хотя американские военные, как обычно, подают размещение РЛС под благовидным предлогом — наблюдение за спутниками и другими космическими объектами, в реальности объектами для наблюдения РЛС на острове Вардё могут стать не только объекты арктической группировки российских войск, но и российские подводные лодки в Баренцевом море, интерес к которым у американских военных год от года лишь растет.