Президент России Владимир Путин может на следующей неделе встретиться на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС) во Вьетнаме со своим американским коллегой Дональдом Трампом. Об этом заявил президент США в интервью телеканалу Fox News, отметив, что «Путин очень важен, потому что Россия может помочь нам с Северной Кореей… Они могут помочь нам с Сирией, нам нужно поговорить об Украине», – сказал он.

Накануне советник американского президента по национальной безопасности Герберт Макмастер заявлял, что «это пока не определено».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не исключает, что Путин примет участие в саммите АТЭС, но график двусторонних встреч, в том числе с президентом США, пока прорабатывается. Касаясь деталей двусторонних встреч, Песков сказал: «Когда будет уже финализирована эта подготовка, мы сделаем соответствующее заявление». При этом Песков подчеркнул, что любой контакт президентов России и США имеет важное значение.

Саммит лидеров АТЭС пройдет во вьетнамском Дананге с 6 по 11 ноября.

***

Спектр затронутых проблем во время возможной встречи двух президентов будет зависеть от количества отведенного времени на переговоры, пояснил газете «Колокол России» главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев. При этом, по мнению американиста, круг проблем по-прежнему не изменился, и он сегодня вполне ясен. В первую очередь это северокорейская ядерная проблемы, урегулирование ситуации на Среднем и Ближнем Востоке, украинский конфликт. Кроме этого, не исключено, что будут затронуты вопросы чисто российско-американских отношений и тема, касающаяся договора ограничений стратегических вооружений, считает эксперт.

«Повестка вопросов для обсуждения во время встречи Путина и Трампа будет зависеть от количества времени, отведенного на переговоры. Чем больше стороны смогут уделить внимания возможному диалогу, тем глубже лидеры двух стран будут погружены в ту или иную проблему. Если же времени будет отведено немного, то стороны поверхностно сверят свои взгляды на имеющиеся проблемы и не станут выходить за рамки согласованных вопросов для обсуждения», – пояснил американист.

***

На фоне все более ухудшающихся отношений между Москвой и Вашингтоном и роста взаимного недоверия, по мнению Владимира Васильева, от предстоящих переговоров президентов Трампа и Путина какого-то результата, который бы сдвинул в позитивную сторону двусторонние отношения и позволил бы нащупать взаимовыгодные пути по выходу из многих международных проблем, ждать не приходится.

«По всей видимости, предстоящая встреча лидеров США и России закончится ничем. Возможно, это будет общая встреча, где будет выражена озабоченность, касающаяся двусторонних отношений и необходимости улучшить климат между странами. Однако нет никаких оснований полагать, что есть какие-то перспективы для позитивного развития отношений.

Скорее всего, встреча пройдет в таком формате: Трамп будет просить Путина оказать содействие в решении северокорейской проблемы, обещая что-то взамен. Однако на этот раз российская сторона на такие пустые обещания американской администрации больше поддаваться не станет. Более того, РФ может заявить о том, что прежде что-то просить, надо пойти на конкретную уступку, причем первыми, а не раздавать обещания. Это может касаться и вопроса о санкциях. Но поскольку сегодня Трамп полностью блокирован внутри страны, то подобные шаги со стороны сената и конгресса маловероятны», – отметил Владимир Васильев.

Как только Трамп начнет проявлять волю к каким-либо соглашениям с Россией, то его автоматически обвинят в том, что он выполняет решения Кремля, который его привел в Белый дом.

***

По мнению сенатора Алексея Пушкова, Трампу важно встретиться с Путиным, поскольку он руководствуется политической логикой, а не «антироссийской паранойей».

Американский президент еще «новичок» в международной политике и порой очень далек от политкорректности, нередко делая заявления в адрес своих оппонентов в оскорбительной форме. Поэтому есть осторожные опасения, что Трамп в какой-то момент может потерять контроль над своими эмоциями, заявив, что он «разочарован российским президентом» и рассказать публично о тех вещах и тональности разговора с Путиным, про которые принято умалчивать и не предавать огласке.

Если диалог между президентами не задастся, вряд ли на полях саммита АТЭС во Вьетнаме лидеры открыто проявят свои негативные эмоции. В этом плане будет соблюден определенный дипломатический этикет. Что касается поведения стран вне переговорных рамок, то они начнут действовать по факту и итогам прошедших переговоров двух лидеров.

***

«Скорее всего, возможная предстоящая встреча будет проходить в деловом ключе, и стороны не будут выдвигать конкретные взаимные претензии. А очень многие моменты переговоров останутся за скобками и не будут преданы большой публичности, как это уже было после июльской встречи в Гамбурге. Поэтому возможная разочарованность от переговоров будет проявляться уже по факту тех событий, которые в российско-американских отношениях будут развиваться», – резюмировал собеседник издания.

Предстоящая встреча лидеров двух крупнейших держав мира нужна обоюдно одинаково. Для России это будет очередным доказательством демонстрации, что Москва не находится в изоляции и важнейшие проблемы мира без нее не решаются. Что касается США, то, возможная встреча больше будет иметь внутриполитический эффект для самой Америки, чем для отношений Москвы и Вашингтона.

***

Первая встреча Путина и Трампа состоялась на саммите G20 в июле этого года в Германии. В графике американского президента на нее отводилось 30 минут, российская сторона допускала часовую беседу, но в итоге она продолжалась 2 часа 15 минут. Вторая неформальная встреча президентов в рамках саммита состоялась во время ужина после их официальных переговоров. Тогда разговор президентов продлился около часа. Во время беседы присутствовал только переводчик.

Спустя какое-то время после первой встречи Владимир Путин поделился своими впечатлениями от диалога с Трампом, отметив, что президент США – «достаточно открытый человек и сильно отличается от телевизионной картинки, от образа, который он сам создавал о себе в ходе избирательной кампании».