Широкую огласку на Западе получило страшное явление в Ливии – масштабная работорговля, приносящая кланам боевиков миллиарды американских долларов. В стенах комфортных кабинетов берлинских и парижских министерств в спешке разработали план урегулирования кризиса, больше похожий на пиар-акцию.
Во-первых – о существовании рабовладельческих рынков на территории Ливии европейским политикам известно довольно давно. Этот факт замалчивался бы и дальше, если бы СМИ вдруг не усеяли информационную поляну страшными сводками. Западные лидеры решили продемонстрировать молниеносную реакцию на эти сообщения – Меркель и Макрон представили план экстренной эвакуации мигрантов.
Но в разработанной ими схеме есть серьёзный пробел, связанный с отсутствием объективного представления Меркель и Макрона о происходящем в Ливии. С тех пор, как Запад убил Каддафи, страна погрузилась в анархию, исламизм и ожесточённый гражданский конфликт, а наши западные партнёры пытаются избавиться от проблемы по схеме, предполагающей конституционный порядок и соблюдение правовых норм.
Как они собираются решать проблемы в частных тюрьмах, находящихся под контролем боевиков? Представители ООН будут казнены или также превращены в рабов ещё на подступах. И это притом, что СМИ выражали активный протест происходящему в официальных лагерях, где хаос, теснота и коррупция едва ли помогут разобраться, кого следует наградить статусом беженца, а кого нет. У большинства пребывающих там мигрантов нет никаких документов.
Смешным эпизодом в этой грустной истории стали санкции, которыми западные лидеры пригрозили контрабандистам и боевикам. Ограничительные меры никоим образом не изменят ситуации, ведь рабовладельцы, разумеется, ведут свою деятельность отнюдь не в правовом поле. Такие умозаключения даже походят на издевательства.
Издание Die Welt, рассматривая этот вопрос, считает, что урегулирование ливийского кризиса возможно только в политическом русле и здесь «не удастся обойтись без Москвы. У России там серьёзные экономические интересы, и она умело использует тот вакуум, который в Ливии оставил Запад».
Игорь Игнатьев