VR-шлем «Сварог» позволит не только указывать беспилотникам высоту и направление полета, но и рассмотреть объекты на земле в высоком разрешении

Российские военные получат уникальный шлем виртуальной реальности, который позволит им не только увидеть поле боя с камер беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но и управлять им, просто поворачивая голову и направляя взгляд. Новейший шлем «Сварог», разработанный Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Министерства обороны (ГНИИЦ) совместно с Марийским государственным университетом, станет первым боевым шлемом виртуальной реальности в российской армии.

Принцип работы шлема виртуальной реальности (VR) достаточно прост — это носимый на лице небольшой видеоэкран, разделенный на две части перегородкой. Он выводит на каждый глаз человека отдельное изображение с легким смещением друг от друга, за счет чего создается иллюзия объемности изображения. Устройства также оснащаются комплексом датчиков, отслеживающих положение глаз человека (айтрекерами) и наклон его головы. Это позволяет шлему еще более точно имитировать реальность происходящего.

— В настоящее время «Сварог» проходит внутренние испытания и уже в начале 2017 года будет поставлен непосредственно Минобороны, — рассказал «Известиям» научный сотрудник Марийского государственного университета Алексей Печкин. — В данный момент шлем продолжает дорабатываться, мы экспериментируем с характеристиками обзорных линз, но уже сейчас экран имеет вдвое большее разрешение, чем у зарубежных конкурентов, а угол обзора, который может обеспечить «Сварог», ограничивается лишь естественным полем зрения оператора.

Российский шлем в отличие от гражданских VR-устройств и навесных очков дополненной реальности, применяемых в армиях стран НАТО, оснащается сразу двумя видеоэкранами. За счет такого решения «Сварог» намного шире своих аналогов — его края выступают на 10 см в сторону от головы оператора. Но несмотря на внешне громоздкий вид, весит он стандартные для современных шлемов виртуальной реальности 400 г. Именно это новшество — отдельный экран для каждого из глаз оператора — позволило разработчикам «Сварога» достичь разрешения 5120×2180 пикселей, что в четыре раза превосходит показатели стандартного компьютерного монитора. Что позволяет оператору наблюдать местность с беспилотного летательного аппарата в мельчайших подробностях, различая с большой высоты не только танки и боевые машины пехоты, но и отдельных солдат.

«Сварог» «умеет» не только осуществлять наблюдение с беспилотника, но и управлять им с помощью достаточно простых движений. Оператор может изменять высоту полета дрона, поднимая и опуская голову, — встроенные гироскопические датчики в реальном времени отслеживают наклон шлема и в зависимости от получаемых данных заставляют беспилотный летательный аппарат взлетать выше или ниже.

Еще два датчика, фиксирующих положение зрачков, позволяют оператору взглядом корректировать направление полета дрона — достаточно посмотреть в нужную сторону и беспилотник без задержки будет поворачивать в сторону взгляда.

— Применение устройства виртуальной реальности для управления разведывательным беспилотным летательным аппаратом имеет множество достоинств в сравнении с традиционным экраном и джойстиками, — рассказывает «Известиям» Максим Чижов, директор по развитию компании «Интеллект и инновации» и эксперт в области VR. — Современный VR-шлем дает оператору дрона ощущение полета над полем боя, при этом такая имитация позволяет быстрее принимать решения и адекватно управлять беспилотником на больших скоростях.

Как отметил эксперт, в настоящее время в армиях стран НАТО нет подобных устройств, единственное место, где их можно встретить, — спортивные соревнования для операторов беспилотных летательных аппаратов, причем и там это можно назвать новым веянием среди наиболее продвинутых пилотов. Отсутствие военных аналогов и высокие показатели даже по сравнению с гражданскими разработками позволяют назвать шлем виртуальной реальности «Сварог» действительно уникальным, констатировал Чижов.

x-true.info
03 Ноя, 2016 в 04:23
851
0