Киев отрицает, что Ватиканом была высказана критика в адрес подготовленных «церковных законов». И тем не менее позиция Святого престола по Украине действительно легко может быть названа пророссийской. Ватикан прилагает очень серьезные усилия по налаживанию отношений с Москвой, и Украина тут только часть намного большей картины.
Клирик Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Николай Данилевич сообщил, что украинский посол при Ватикане был вызван к папе римскому в связи с планами Верховной рады рассмотреть и принять законопроекты о статусе религиозных организаций. Как сообщил Данилевич, Ватикан обеспокоен возможностью принятия этих законопроектов.
В свою очередь Киев заявил, что данная информация не соответствует действительности.
По словам представителя министерства иностранных дел Украины Марьяны Бецы, у украинского посла «был ряд рабочих встреч в государственном секретариате Ватикана, где обсуждали различные вопросы внутренней и внешней политики». Резонансные «церковные законопроекты» также обсуждались на встрече, но «критики со стороны Ватикана не было».
Для полноты картины и понимания, что было сказано представителю Украины по данному поводу, безусловно, необходим комментарий самого Ватикана.
Но не будет большим риском предположить, что ближе к правде все-таки версия Данилевича. Другое дело, что дипломатические формулировки традиционно столь аккуратны и гибки, что легко можно сделать вид, что смысл сказанного был совершенно иной.
Причина, по которой видится, что Ватикан и впрямь высказал неодобрение – пусть даже завуалированное – представителю Украины в связи с подготовленными законопроектами, проста.
Святой престол и представители католической церкви за последние годы неоднократно выражали свое мнение в связи с украинским кризисом и войной в Донбассе. Это мнение недоброжелателями легко может быть названо пророссийским.
В августе 2016 года папский нунций архиепископ Клаудио Гуджеротти заявил в интервью для Радио Ватикана: «Был Майдан, произошло фактическое отделение от России со всеми экономическими последствиями, которые могут возникнуть, когда кто-то поссорится или выступит против того, кто является его главным кормильцем. Но в то же время по разным причинам Запад не занял места России. Он не думает об улучшении условий жизни местного населения. Таким образом, Украина проиграла на всех фронтах».
За обтекаемой формулировкой ватиканского дипломата легко читается намек на то, что Украина допустила ошибку, оторвавшись от России.
Спустя несколько месяцев этот же архиепископ побывал с визитом в ЛНР, где заявил, что папа Франциск хотел бы лично побывать в Донбассе, но пока это невозможно.
Греко-католическая церковь Украины, подчиняющаяся Ватикану, прошлой осенью также обвинила Киевский патриархат в незнании истории и провокации межконфессиональных конфликтов между католиками и православными: с соответствующим заявлением выступил епарх Коломыйско-Черновецкий, владыка Василий Ивасюк.
«На Украине есть политические силы, которым нужен раздор между греко-католической церковью Украины и Ватиканом, но, несмотря на это, украинская греко-католическая церковь поддерживает позицию папы римского в отношении диалога с Московским патриархатом и касательно ситуации в стране», – заявил епарх.
Безусловно, когда Ватикан поддерживает РПЦ в нынешних проблемах на Украине, там среди прочего работает и фактор солидарности. Традиционные церкви, даже если они между собой исторически конкурируют, не любят раскольников, посягающих на каноническую территорию, чьей бы она ни была. А представители УПЦ Киевского патриархата являются именно такими раскольниками.
Однако главным фактором, определяющим позицию Ватикана по «украинскому» вопросу, является то, что Святой престол в последние годы прилагает очень серьезные усилия по налаживанию отношений с Москвой. Причем папа Франциск является движущей силой данного процесса.
Количество «реверансов» со стороны Ватикана, сделанных в адрес Москвы за последнее время, впечатляет. Причем речь идет как о церковных, так и о светских темах.
Зимой 2016–2017 годов в Третьяковской галерее прошла выставка «Roma. Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана». Примечательной стала беспрецедентность представленной в Москве коллекции из музеев Ватикана. По словам директора галереи Зельфиры Трегуловой, до этого никогда не удавалось добиться от Ватикана согласия на столь масштабный вывоз полотен для показа. Однако секрет в данном случае прост: договоренность об этой выставке была достигнута между президентом России и папой Франциском при встрече в 2015 году.
Еще более грандиозное – по-настоящему историческое – событие предстоит в самом скором времени.
21 мая в Россию будут привезены мощи самого любимого и почитаемого в православии святого – Николая Чудотворца. Это будет впервые не только для России. Мощи Николая Чудотворца впервые в истории покинут город Бари, где они постоянно находятся. Договоренность об этом была достигнута на встрече патриарха Кирилла и папы Франциска в Гаване 12 февраля 2016 года.
Нет сомнений, что Святой престол заинтересован и делает очень многое для укрепления и улучшения отношений с Россией и православной церковью. «Пророссийская» позиция Ватикана на Украине – просто часть куда более масштабной и сложной картины.
Подобная доброжелательная к России активность вызывает вопросы в мотивах, которые движут папой и Ватиканом, тем более что исторически православие и католицизм не могли похвастать теплыми отношениями. Безусловно, речь идет о сложном комплексе причин, но вряд ли будет натяжкой предположить, что одной из главных является древняя как мир «враг моего врага».