Государственные символы России, такие как флаг и герб, нуждаются в постоянной защите. Особенно в регионах, периодически претендующих на «особые права» и «особый статус», где десятилетиями внедряются «местные правила» и «местные символы», а к государственным относятся не слишком бережно, вольно или невольно их искажая.

В канун праздника 9 мая в Уфе перед зданием главной теплоэлектроцентрали города — ТЭЦ-1 вывесили российский флаг. Правда, в перевернутом виде. Никто не поправил. Так он и провисел в День Победы, пока уфимцы не разместили фото в соцсетях (группа БашДТП).

Высказывалась версия, что, возможно, в праздничные дни сотрудники ТЭЦ принимали делегацию из Сербской республики – ведь именно так выглядит флаг Сербии. Как знать, как знать…

К примеру, во время празднования Дня города концертную площадку перед зданием городской администрации Уфы украшали баннеры с изображением флага… Богемии и Моравии. Вместо бело-сине-красных полосок, как положено, были бело-красно-синие, как на флаге Протектората Богемии и Моравии (территория нынешней Чехии) – государства, переставшего существовать аж в 1945-м!

Этот случай вызвал негодование зрителей и множество саркастических комментариев в социальных сетях. К примеру, БелокураяЖоз писала: «самый «ляп» в том, что этот «флаг» несколько дней ДО праздника висел перед окнами мэрии! т.е. ВСЕ городские чиновники каждый день наблюдали его из окон…» Oleksandr Horbunov комментировал так: «да не мучайтесь уже, выберите ОДИН цвет, красный, например! Запомнить три разных цвета, да еще последовательно? НИКАК!»

Кстати, после праздника у дверей уфимской администрации появились девушки из молодежной организации, которые раздавали сотрудникам учреждения ленточки с изображением российского флага, напоминая, как он выглядит на самом деле…

С флагом тенденция, однако… В чем-то закономерная для региона, где длительное время в рамках воспитания «гражданина суверенного Башкортостана» утверждались, как государственные, иные символы – Салават Юлаев и курай.

Герб России… Здесь тема немного иная.

Сталкивался с тем, что для некоторых представителей местной этнократии две головы у орла – повод поёрничать. Ирония эта имеет свою традицию. Помню, в свое время президент Башкирии Муртаза Рахимов, настраивая подчиненных на веселый лад, публично задавал вопрос – что за птица такая?..

Не буду углубляться в трактовки и геральдику, но специально для местных пытливых умов замечу – герб ведет происхождения с XV века. Участвуя в войнах, которые вела Россия, предки современных башкир шли в бой под российским флагом и, соответственно, двуглавым орлом.

Символ этот присутствовал сначала на печатях подразделений Башкирско-мещерякского войска, а после образования отдельного Башкирского конного войска – на войсковом знамени. Под двуглавым орлом башкиры воевали и гибли. Не под кураем (растение из разряда зонтичных, музыкальный инструмент). Хотя курай тоже для определенной части людей является значимым символом, к которому следует относиться бережно.

Но обратимся к современным местным «корректировкам» государственного герба. Недавно мне презентовали такую вот листовку:

А теперь наиболее выразительные ее фрагменты (сверху – из Приложения к конституционному закону «О государственном гербе Российской Федерации», снизу – «уфимский дизайн»).

Формат листовки 26,5 х 20, т.е. близкий А4. Отпечатана типографским способом (не принтер!). Выходных данных, само собой, нет. На заборах такие листовки никто не развешивает, она гуляет по рукам среди «своих», ко мне попала случайно. Сами по себе идеи такой «корректировки» государственного герба не новы, об этом в свое время писали. Но чтобы тиражировать в типографии… Хм-м…

Естественно, возникают вопросы: где печатали? на каком оборудовании? на чьи деньги? каков тираж? кто автор дизайна? Но главный вопрос повторю – зачем нужно было тиражировать? С какой, собственно, целью? Кому и что хотели доказать?

Если, предположим, в домашних условиях… то можете хоть свой портрет поместить в центре герба. И любоваться. Ежели на улице продемонстрируете такой «герб», к вам могут возникнуть естественные вопросы. А также тумаки и затрещины… Если тиражируете – к вам вопросы совсем иного плана…

Я привел только несколько примеров из местной практики. Но и этого, думаю, достаточно.

Государственные символы – не чепуха, они относятся к фундаментальным ценностям. Долгое время о них вообще никто не заботился. Хорошо помню времена, когда флаг России срывали с Уфимского телецентра. И никто тогда его не защитил. Наоборот, заискивали… А тех, кто это сделал, всячески поощряли (они и сейчас вещают с телеэкранов Башкирского спутникового телевидения). То есть проблема, как видится, в значительной степени кадрового свойства.

Носители государственных идей – это конкретные люди, государственники («сначала интересы Отечества, потом мои личные»), именно ими и создана великая страна. В советское время они являлись ее опорой, но затем оказались на периферии. В «национальных регионах» такие люди десятилетиями выдавливались из общественно-значимых сфер жизни – политики, госуправления, муниципального управления, системы образования, общественных наук, топонимики и геральдики, музейного дела, книгоиздания, средств массовой информации (ТВ в первую очередь). Сегодня мы пожинаем плоды…

Изменения происходят, но крайне медленно. По моим наблюдениям, в «национальных регионах» Москва все время опаздывает. Иногда на год-два, иногда – на пять. Так можно и не успеть…

Ну и что дальше делать? Организовать мониторинг государственно-значимых символов? Усилить контроль?

Мониторинг, конечно, необходим, но только не на региональном уровне, а непременно на общероссийском. Не призываю к созданию особой службы защиты символов. Есть антимонопольная служба (к примеру, недавно ФАС выступила в защиту символа «Родина-Мать зовет!»). Но, возможно, эффективнее было бы передать особые полномочия по защите государственных символов Федеральному агентству по делам национальностей, где концентрируются специалисты.

Им, как говорится, и флаг в руки. И в прямом смысле, и в переносном.

topwar.ru
01 Июн, 2016 в 16:00
796
0