Интересно, что во времена великого немого кино агентов госбезопасности чаще всего изображали на экране то в роли полных тупиц, то в образе жалких и опустившихся пьяниц. Но ситуацию быстро взяли на контроль, и ещё директор ФБР Эдгар Гувер начал налаживать контакты между своим ведомством и братией сценаристов и режиссеров.
К сегодняшнему дню вездесущие американские спецслужбы создали, чуть ли не отдельную структуру, под название «ФБР пикчерз» представляет.
Поэтому на вопрос: «Каким вы представляете себе агента ФБР?», большинство американцев ответят, что это такие обаятельные ребята, как бригада сыщиков из сериала «Мыслить как преступник» или «Менталист». Женщины там обаятельные и целеустремлённые, как Алекс Пэриш из «Базы Куантико», а мужчины — элегантные и сильные, как агент Дейл Купер или как Рэймонд Реддингтон из «Чёрного списка». И, конечно, среди них есть забавные чудаки-гении с запредельным ай-кью, совершенно зацикленные на работе, — как Малдер и Скалли из «Секретных материалов».
И даже если ответы и будут немного другими, все равно перед глазами будут всплывать не реальные люди, сотрудники спецслужб, которых рядовые американцы и в глаза то не видали, а герои из любимых телесериалов. И это вовсе не случайно: как выяснили журналисты портала Buzzfeed.com, дирекция ФБР негласно контролирует производство телевизионного контента, чтобы улучшать имидж американских спецслужб.
Вербовка Голливуда была многоступенчатой, и такие тёплые отношения между Голливудом и спецслужбами существовали далеко не всегда. Те, кто сначала не внял поучениям со стороны спецслужб, попадали под прицел Комитета по расследованию антиамериканской деятельности, ещё в 1947 году взявшего под колпак всю американскую киноиндустрию.
Так, в целях борьбы с коммунизмом, Гувер положил начало общественной травле многих известных актёров, сценаристов и режиссёров. В списки неблагонадёжных американцев попали Хамфри Богарт, Чарли Чаплин, Лорен Бэколл и Кэтрин Хепбёрн. Поучительная история произошла с актрисой Джин Сиберг. Спецслужбы опубликовали информацию о том, что отцом её ребёнка якобы является любовник Реймонд Хьюитт — глава террористической организации «Чёрные пантеры», а законный супруг Ромен Гари будто бы не имеет никакого отношения к беременности. От стресса у Сиберг родился мёртвый ребёнок, а ещё через некоторое время, устав доказывать, что она не была любовницей террориста, актриса приняла огромную дозу снотворного у себя в машине и умерла.
Ныне же между ФБР и деятелями телебизнеса царит полная любовь и взаимопонимание. Согласно американским законам только ФБР имеет исключительные права на распоряжение символикой своего ведомства. Так что киношники, желающие снимать триллеры и детективы на основе случаев из жизни секретных агентов ФБР, должны получить в ведомстве разрешение на использование их логотипа и фирменной символики. ФБР, конечно, никогда не запрещает снимать себя, но в качестве ответной любезности специалисты пиар-департамента всегда просят почитать сценарий. Потом всегда следует вежливая просьба: а не могли бы вы кое-что поменять? Взамен агенты ФБР обещают поделиться информацией из реальных уголовных дел, чтобы производители кино и сериалов могли бы поставить в титрах завлекательную строчку «Основано на реальных событиях».
Например, режиссёр Генри Алекс Рубин, автор фильма «Связи нет» (Disconnect), рассказывающего о том, как агенты ФБР накрыли притон, транслировавший сексуальные оргии в Интернет, вспоминает, как агенты ФБР попросили его подкорректировать «чересчур жёсткие» образы представителей спецслужб.
— Они мне сказали: «Мы так не работаем, мы действуем более вежливо и дружелюбно», — вспоминает Рубин.
После того как сценаристы переделали сценарий, удалив из действия плохих, коррумпированных агентов, сюжет только стал запутаннее.
И это не единичный случай. Согласно досье Buzzfeed.com, в течение года подразделение по связям с общественностью ФБР обрабатывает до 1000 запросов и обращений от кино и телестудий. Конечно, большая часть их касается разрешения на использование логотипа ФБР. Есть запросы о предоставлении документальных кадров из архива ведомства. Но есть и забавные просьбы. Например, сценаристы некоего сериала о зомби-апокалипсисе, решившие повторить успех «Ходячих мертвецов», просили раскрыть им секретную информацию о том, какова инструкция для агентов ФБР, если они когда-нибудь встретят зомби. В ФБР отшутились: дескать, если зомби не совершил никаких преступлений, то его поведение будет вне компетенции бюро. И посоветовали обратиться в Центр по контролю за заболеваниями — наверняка там должны знать, что делать с ожившими мертвецами.
Часто продюсеры фильмов идут на более плотный контакт с ФБР. Например, сценарий фильма «Поймай меня, если сможешь», где Том Хэнкс играл агента Карла Ханратти, был отредактирован настоящим агентом ФБР Джо Шеа, который в действительности поймал мошенника Фрэнка Абигнейла.
Кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»
В тесном сотрудничестве с ФБР был снят и культовый фильм «Молчание ягнят» — мало кто знает, что героиня актрисы Джоди Фостер тренировалась в реальной академии ФБР «Куантико».
Впрочем, ФБР далеко не единственная спецслужба, которая ведёт свою деятельность в Голливуде. Ещё со времён вьетнамской войны кинобизнес пытался приручить и Пентагон. Генералы, предлагая киношникам использовать для съёмок самые настоящие авианосцы, танки и вертолёты, требовали взамен всего ничего — предварительного одобрения сценария. И часто продюсеры шли навстречу генералам.
Например, из знаменитого фильма Ридли Скотта «Чёрный ястреб», вернее из версии, предназначенной для DVD-дисков, по требованию генералов были вырезаны все сцены с участием полковника Майкла Стила (его играл Джейсон Айзекс), командовавшего операцией в Могадишо. Дело в том, что уже в 2003 году полковник Стил, направленный воевать в Ирак, оказался замешан в расстрелах пленных иракских солдат, организации пыток и казней мирного населения. И тогда генералы не придумали ничего лучше, чем убрать из героического фильма всех опозорившихся «героев».
Кадр из фильма «Чёрный ястреб»
Открыли свои представительства в Голливуде и другие государственные агентства — от НАСА до Управления по борьбе с наркотиками при Минюсте. Не так давно выяснилось, что борцы с наркотиками потратили десятки миллионов бюджетных долларов, чтобы такие студии, как НВО, Netflix, а также другие поставщики сериалов в Интернете внедряли бы антинаркотические идеи в сценарии популярных сериалов, например в сериал «Во все тяжкие».
Хуже всех сейчас дела с пиаром обстоят у ЦРУ: пока что американских «рыцарей плаща и кинжала» олицетворяет только несчастная Кэрри Мэтисон из сериала «Родина», страдающая биполярным расстройством и хронической депрессией — в том числе из-за постоянных предательств со стороны коллег.
Но, думается, в скором времени эта имиджевая недоработка будет исправлена, и тогда на экранах мира появятся новые агенты ЦРУ, напоминающие нашего Максима Максимовича Исаева.
(function() { var sm = document.createElement(«script»); sm.type = «text/javascript»; sm.async = true; sm.src = «//jsn.24smi.net/5/7/10369.js»; var s = document.getElementsByTagName(«script»)[0]; s.parentNode.insertBefore(sm, s);})();