Самая значимая задача на сегодня — это создание новой идеологии России. Относительно спокойные времена кончаются на всем постсоветском пространстве. Политическое цунами грозит накрыть расколотый русский мир. Спасти нас может только идеология органичного единства.
Так ведь все уже сказано. Коллективы специалистов создали труды о строительстве вполне достойного будущего России. Вот капитальная «Русская доктрина» — в ней, с моей точки зрения, почти все верно, а вот шеститомник «Национальная идея России», над ним трудилась добрая сотня талантливых ученых и простым смертным вроде бы и возражать против науки не следует. А вот работы Центра С.Е.Кургиняна — они строят свое политическое здание, однако же они опять пытается строить общество без Бога…
А.П.Девятов и его соратники успешно создают мир идей «Небополитики», опираясь на представления китайской философии и на многое другое.
Сверхактивный Н.В.Стариков и его единомышленники быстро и успешно строят субъект стратегического действия, вырабатывая свою идеологию. «Всякий труд благослови удача».
А сколько здравых идей «выдали на-гора» сторонники «Концепции общественной безопасности»! Но мне лично не очень интересно все то, что строится без главного, без Православия.
Идеолог «Евразийства», философ, психолог и политолог А.Г.Дугин своими работами заполняет множество пробелов, в построении нового мировоззрения России, поскольку анализирует архетипы русского народа и призывает строить новую идеологию нашей нации на ее согласии с бессознательной составляющей Русско-российского мира.
Конечно же, о вполне адекватном экономическом и финансовом будущем устройстве России могут нам рассказать С.Ю.Глазьев, С.С.Губанов, В.Ю.Катасонов, но все мы помним, что во времена СССР экономическое могущество страны было много большем чем сегодня, однако все рухнуло. Автор убежден, что правильная экономико-финансовая политика государства — есть прямое следствие его идеологии, основанной на Православии.
Все перечисленное и многое другое я внимательно прочитал, но это не только не успокоило, но, напротив, вызвало постоянно растущую тревогу. По моему мнению, все же главное не сказано, поскольку множество разумных идей не объединено органично, они не бьют в одну точку, они не могут захватить глубинное сознание народа, ибо не способны объединить полной мерой его материальный и духовный мир. Авторы большинства известных концепций будущего России, не смотря на свой оптимизм, по сути утверждают, что сегодня невозможен созидательный порыв в будущее, ибо все они, явно или неявно, строят мировоззренческое здание на приоритете ценностей материально-экономических и финансовых. А это путь на разрыв связей между людьми и Богом и, значит, это путь в никуда. Если же кто и говорит о приоритете духовных ценностей, то при этом нет рассказа о «технологиях» достижения поставленных целей.
А, например, «Русская национальная идея» Д.Салихова выглядит как вполне справедливое «проектное задание» на ближайшее будущее, но остается неясным, как ее превратить в «Общее дело».
А между тем существует много признаков того, что сегодня вполне успешно разрушается матрица Русско-российской цивилизации. Происходит перекодировка не только сознания, но и бессознательного мира наших детей.
Идет война смыслов. Кто в ней победит? Это большой вопрос. Сегодня же мы в ней проигрываем…
Впрочем, есть мнение, что, может быть идеологию страны и не следует создавать — она сама родится в народных глубинах? Можно конечно понадеяться и на такой вариант событий, но ведь, как известно, «враг не дремлет», а вполне успешно подтачивает основание нашей цивилизации, он буквально перепрограммирует народ. В наше время школьники Подольска и Бостона на схожие темы нарисовали схожие картины — это еще совсем недавно было абсолютно невозможно, ибо дети России и США принадлежали разным мирам…
Так в чем же главная проблема современной России? На какие вопросы прежде всего должны ответить специалисты, работающие над созданием нашего нового мировоззрения?..
Согласимся, что главные проблемы современной России состоят в том, что лишь общенародное покаяние расчистит путь в будущее, но оно сегодня невозможно по многим причинам. А вот если начнут свою работу разумные программы «Общего дела», то в стране нашей естественным образом возникнут «силовые поля», способные объединить людей для адекватного действия. Ведь всегда органичное объединение людей начинается с выполнения общей созидательной работы. Я убежден, что именно конкретное, значимое для всех «Общее дело» России поможет сбросить нелепое наваждение, в которое сегодня погружен наш народ.
Размышляя о современных проектах обустройства России, я неожиданно вспомнил Н.В.Гоголя. При чтении сохранившихся отрывков второй части «Мертвых душ» можно понять, что он попытался сделать героем, прокладывающим путь в будущее, успешного предпринимателя Констанжегло. Им Чичиков бесконечно восхищался. У него в хозяйстве: «Каждая свинья смотрит барином» и «Всякая дрянь дает доход». А еще Н.Гоголь попытался создать образ замечательного (идеального) губернатора — истинного патриота России.
Тут-то меня и осенило, что сегодняшний идеал активного большинства наших граждан — это предоставление возможностей-полномочий для «Констанжегло», которого должна подержать административная власть всех уровней.
И плохо то, что мало кто поднимается выше этой мечты. На мой взгляд, из-за распространенного сегодня образа будущего России выпал высший смысл. Увы, слишком много вполне разумных людей убеждены, что именно реализация сценария «национальная власть и национальная экономика» — это и есть долгожданное благо России.
Но это ведь бесконечно далеко от мессианской роли Третьего Рима. Представляется вполне вероятным то, что от России требуется исполнение своего главного долга перед Господом Богом, а это не есть удовлетворительное решение наших материальных проблем. Их решение — это побочный продукт правильно выбранного пути.
Если наш путь — это религиозное Преображение России, то понятно же, что необходимо рассказ о том, что это значит. Так что нужно сделать сегодня для создания прочной связи народа нашего со своим духовным миром?
Именно это необходимо рассказать, ибо существует только один единственный Проект, который Россия просто обязана исполнить, Проект, который, до поры до времени, спрятан от глаз даже вполне проницательных людей и который изложен в Священном Писании…
Да, можно принимать положения «Русской идеологии» святителя Серафима (Соболева), однако же, наверное, всем понятно, что для изменения ситуации к лучшему, необходимо разобраться с основными внутренними дефектами социального устройства России. Понятно же, что если это не будет сделано, то с неизбежностью повторятся трагические сценарии прошлого.
Если я соглашаюсь с основными положениями «Русской национальной идеи» Д.Салихова и с текстом «Манифеста движения «Возрождение России»», то, тем не менее, не могу не задастся вопросами, которые скорее всего приходят в голову всем, кто серьезно задумывался над реализацией Проекта «Москва — Третий Рим».
Вызывают очевидные вопросы, например, два известных утверждения: «Русский народ — народ Богоносец», «В России произошло массовое богоотступничество, русскими были отвергнуты идеалы Святой Руси».
Это сложно совместить-понять. Ведь ссылка на внутренних и внешних врагов, на предательство элит, и даже на богоотступничество народа, на наш взгляд, не тянут на удовлетворительный ответ по существу произошедших в России в начале ХХ века событий, поэтому далеко не все удовлетворятся этими объяснениями. Не следует ли поискать причину сверхбыстрой гибели Российской Империи, опираясь на более глубокий анализ процессов, которые происходили в нашей стране в течении длительного срока?
Развивать эту тему прихожанину православного прихода скорее всего нельзя, поскольку ему придется сказать и о том, что в событиях начала ХХ века виновата и наша Церковь. Для меня православные священнослужители — это самоотверженные люди, ежедневно совершающие нелегкий и самый значимый труд во имя самого существования нашего народа, поэтому говорить о них слова осуждения — это большой для меня грех.
Сошлюсь на суждение по этой теме протоиерея Арсения, о котором рассказано в книге «Отец Арсений».
Дело было в 1947 году, в одном из лагерей ГУЛАГа, во время ожесточенного спора между заключенными. Спорили о происходящем произволе и о черной чреде событий в СССР. Кто-то из заключенных вспомнил об отце Арсении и попросили его высказаться на эту тему. Он подробно объяснил, почему жестокости лагерей и тюрем и массовые посадки невинных — это прямое следствия происходивших в Российской Империи явлений богоотступничества «образованного» слоя общества и он признал, что оно пришло и в церковную среду. Наша Церковь может быть безукоризненно сильной. Это задача не только священнослужителей, но и народа, и власти. Это та задача, которую все мы обязаны выполнить. Именно так автор понимает слова отца Арсения…
Покаяние — это изменение человека так, что он ни при каких обстоятельствах не допустит повторения своих грехов и не отступит от законов согласия с Богом. Покаяние народа — это не посыпание головы пеплом в сожалении о том, что было им совершено скверного 50 или 100 лет тому назад, но это исполнение Общего дела, которое бы поставило и нас, и наших детей в состояние согласия с Богом и исключило бы любые варианты богоотступничества. Именно об этом и следует рассказывать в Проекте возрождения России.
В 1916 году Православная Церковь России имела приблизительно 360000 священнослужителей, а весь ХIХ век государство активно поддерживало Церковь. Она же, в свою очередь, поддерживала и монархов, и, в целом, все государственное устройство нашей страны. Почему же в начале ХХ века не было должной симфонии духовной и мирской власти России? И почему богоотступничество народа нашего стало массовым явлением? И почему, сегодня, когда, властная элита не имеет склонности служить верой-правдой своей стране, а Церковь имеет всего лишь 36000 священнослужителей, мы все же ожидаем исполнения Проекта «Москва — Третий Рим»?
К слову, а почему православная Византия, сделав Истинную религию государственной, все же пала под ударами множества неблагоприятных обстоятельств? Эксперты отвечают на этот вопрос однотипно: мол, имелось множество внешних и внутренних врагов, было предательство элит и неправильное поведение народа, а кто-то скажет и о том, что в Церкви было не все в порядке…
Так может быть прав Л.Н.Гумилев, утверждавший, что любое государство после некого пассионарного подъема-взлета обязательно попадет в фазу «осени»-угасания и «зимы»-смерти?
Как-то все же, не верится в это. Как это может быть? Почему? Это в человеке заложен механизм прихода смерти, а в обществе, которое ориентированно на исполнение божественных законов, есть все для жизни вечной. Поэтому мы снова и снова должны задаваться вопросом: как страна, в которой народ и государь верой-правдой служат Богу и, значит, не теряют с Ним связи, вдруг попадает в полосу разрушения?
Вспоминаются слова охранительного Псалма 90 (1-6)
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
Ну не может народ Богоносец вдруг пойти по пути массового богоотступничества. Должна существовать некая внутренняя причина этого явления.
Разобраться в этой проблеме — спасти страну.