Как это символично — воюем за миротворцев. Итак, за ночь и утро сегодняшнего дня Госдеп и Госдума, американский и российская соответственно, обменялись мнениями насчет ввода миротворцев на Украину.
Не удивительно, что Госдеп обеими руками за то, чтобы голубые каски сопровождали как можно больший отрезок российско-украинской границы и покрывали весь Донбасс. В общем, полностью согласны с представлением Киева о целях миротворческой миссии — контролировать не только те регионы, которые давным-давно должны были получить автономию по Минским соглашениям, но и Россию.
Москва настаивает, что на размещение миротворцев должны дать согласие представители ДНР и ЛНР, а не только Киев. Кроме того, наша сторона не предполагает, что миротворцы должны быть допущены на всю территорию республик — только на линию разграничения для обеспечения безопасности независимых наблюдателей. У США, как всегда, другое мнение.
«Такие силы должны иметь широкий мандат для обеспечения мира и безопасности на всей оккупированной территории Украины, вплоть до границы с Россией, чтобы избежать углубления или узаконивание раскола внутри Украины», — сообщила представитель Госдепа. При этом отмечается, что Штаты всеми руками за выполнение Минских соглашений. Здорово быть за то, что даже не читал. Ведь если бы кто-то озаботился ознакомлением с сим документом, знали бы, что принудительное восстановление территориального единства Украины Минск не предусматривает.
Итак, раскол понятен. Тема для обсуждения на ближайшее время — тоже. Начнем.
Обратите внимание на эту новость и дату. Тогда было сказано, что для ввода голубых касок необходимо согласие всех сторон конфликта. Что ж, посмотрим, насколько быстро в прыжке умеет переобуваться ООН
Закон Порошенко
Тот самый «закон о реинтеграции», который пока не принят, потому что Верховная рада была на каникулах, предполагает, что Донбасс — временно оккупированная сухопутная территория, в границах которой находятся формирования вооруженных сил РФ и незаконные формирования, созданные при участии РФ и управляемые ею, а также на этих территориях оккупационная администрация РФ установила и реализуют свою власть.
Считается, что этот пункт позволит Порошенко ввести уже не СБУ, а армию на территорию Донбасса и вести не ограниченную Минском, а полноценную войну. Кстати, Минск тоже упоминается в «законе о реинтеграции», что, как мне кажется, — верх лицемерия и наплевательства на людей.
«…ст. 7 декларирует, что при осуществлении политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности Украины обеспечивается приоритет выполнения положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года, а также Минского меморандума от 19 сентября того же года и «комплекса мероприятий» от 12 февраля 2015 года».
Ага, а чуть выше в законопроекте написано, что любая власть признается незаконной, хотя принятый и подписанный Минск говорит, что Украина обязана реформировать конституцию и провести выборы для Донбасса. Такой круговорот незаконности власти в природе, что плакать хочется.
Тем не менее, как только закон будет принят, может начаться совсем другая война. Возможно, поэтому с его обсуждением пока затягивают — ведь американцы пока только сокращают финансирование Украины, и до сих пор непонятно, будет ли предоставлено летальное оружие. Как только согласие на поставки и миротворцев, которые вооружены лишь «легким» оружием для самообороны, будет дано официально, Рада, отложив все дела, начнет обсуждать «реинтеграцию».
В июне 2015 года Порошенко подписал закон, разрешающий ввод иностранного контингента на территорию Украины. Однако для реализации этого закона надо было найти повод. Таковым и пытаются сделать «закон о реинтеграции», признание России «агрессором» распахнет ворота для больших армий и маневров. Если, конечно, кто-то вообще согласится помогать Украине без расчета на получение куска земель.
Мнение Путина
Владимир Путин поднял тему миротворцев до того, как Вашингтон или Киев начали говорить об этом. Вероятно, потому что без огласки этот вопрос остался бы решенным в кулуарах и вряд ли бы до вынесения вердиктов о нем доложили бы широкой публике. Первый ход был сделан, чтобы было очевидно: у России есть позиция насчет миротворцев в непосредственной близости от собственных границ. Она не радикальная, но и на уступки идти Москва не планирует.
Белые начинают и выигрывают. Сейчас Путин фактически вынудил Штаты идти на диалог, а не вершить судьбы в подсобном междусобойчике. Это приковало к ситуации внимание, вынудило вести хотя бы подобие обсуждения. Конечно, в ООН в случае вынесение предложения США предстоят жаркие дебаты. Поэтому стоит подробнее остановиться на том, при каких обстоятельствах может быть введен миротворческий контингент.
Миротворцы
Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН (постоянные члены Совбеза: США, Китай, Россия, Великобритания, Франция). Стратегическое руководство миссией осуществляется Военно-штабным комитетом.
Для введения миротворцев в страну нужна поддержка данного решения всеми членами Совета безопасности ООН. Конечно, есть примеры интервенций, которые не поддерживались странами-членами Совбеза. Но пойдет ли США на такой же риск, как в Ираке или Ливии ради Украины? Цель определенно не оправдывает средства.
И если говорить о средствах, миротворцы — это дорого. Будет ли ООН оплачивать присутствие солдат долгое время? Маловероятно. Более того, Россия тоже может предложить своих военных для участия в миротворческой миссии, а согласятся ли в Киеве на такой исход? Тоже сомнительно.
Необходимость всеобщей поддержки ввода миротворцев в Совбезе говорит о том, что поставить их на границе с РФ не получится — сама же Россия не позволит. Дорого, малоэффективно и не решает проблемы «российской угрозы» — нужно ли оно вообще?
Реалии Донбасса
Наконец, очевидно, что даже решение о вводе голубых касок не отменит Минска. А по нему у ДНР и ЛНР есть вполне обоснованные и конкретные права на голос. Глупо рассчитывать, что они согласятся на то, чтобы окружить себя ООНовскими ребятами, тем более, если контингент будет состоять сплошь из военных недружественных государств.
И все это наталкивает на мысль, что диалоги о миротворцах — разговоры в пользу бедных. Проще дать кнуты и рогатки наблюдателям из ОБСЕ, ведь даже если миротворческий контингент и будет одобрен в Совбезе, под пристальным взором России у него не получится развернуться, как в Ираке или других пострадавших от «мира» стран. Начав этот диалог, Москва просто подыграла мечтам Киева о том, что Минск можно будет проигнорировать, а конфликт будет решен чужими руками.