Размышления об ином исходе уже прошедших событий или об ином устройстве мира делают людей более склонными верить в сверхъестественные силы и бога, говорится в статье, опубликованной в журнале Social Psychological and Personality Science.
«Меня заинтересовало то, как верующие люди воспринимают Бога в качестве активного и безусловно существующего существа, которое влияет на ход их жизни каждый день. Почему большинство американцев и многие другие люди продолжают верить в божественное вмешательство в их жизни и не сомневаются в своей вере, несмотря на то, что сегодня многие загадочные тайны прошлого нашли научное объяснение?», — заявила Аннеке Буффон (Anneke Buffone) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).
Буффон и ее коллеги решили найти ответ на этот вопрос, разобрав природу одной из главных основ религиозного мировоззрения — способности верить в те вещи, которые противоречат уже известным фактам или просто объективной действительности.
Для изучения этого феномена ученые набрали группу из почти трех сотен добровольцев из числа аспирантов университета, и попросили их написать небольшое сочинение на тему того, как различные положительные и негативные события в их жизни повлияли на ее дальнейший ход. Примерно трети из них они предложили подумать, как их жизнь могла стать лучше, еще 33% — хуже, а оставшиеся аспиранты должны были просто описать эти события и не вдаваться в несбыточные мечтания.
После того, как участники эксперимента завершали писать эти сочинения, авторы статьи просили заполнить их небольшие анкеты, в которых ученые интересовались тем, насколько сильно они верят в бога и как сильно всевышний вмешивается в их жизни и во все события на Земле.
Как показал этот опыт, аспиранты-«маниловы», в особенности те, которые мыслили о более негативном исходе уже прошедших событий, были более склонны верить в бога и чаще считали его активным участником нашей жизни, чем те добровольцы, которые просто описывали детали своей жизни.
Получив подобный результат среди образованной молодежи, Буффон и ее коллеги проверили, наблюдается ли этот феномен среди представителей необразованных слоев населения. Набрав новую группу добровольцев из ста человек, ученые повторили опыты и получили схожие результаты.
Пока психологи не знают, почему «маниловщина» заставляет человека верить в сверхъестественные вещи, несмотря на наличие доказательств обратного, и усиливает веру в бога, однако они предполагают, что данный феномен связан с понятием судьбы – тем, что определенные или даже все события в жизни человека предопределены свыше. Мысли о том, как наш жизненный путь мог сдвинуться в лучшую или худшую сторону, могут заставлять нас размышлять о судьбе, и опосредованно через нее – о сверхъестественных силах, боге или богах.
Так как в исследовании принимали участие только представители монотеистических религий и атеисты, ученые пока не могут сказать, влияет ли «маниловщина» таким же образом на поведение представителей политеистических религий и верований, в которых фигура бога отсутствует. Они планируют найти ответ на этот вопрос в своих следующих исследованиях.